В России роботы начнут собирать отечественные самолеты
РИАМО - 13 мая. Первую отечественную систему роботизированной сборки гражданских, транспортных и военно-транспортных самолетов разработали в России, технология позволит в разы сократить срок выпуска воздушных судов и снизить до минимума участие в этом процессе человека, пишет в понедельник газета «Известия».
Монтаж линии завершается в Ульяновске, и уже летом этого года она будет задействована при производстве новых военно-транспортных самолетов Ил-476. А с начала следующего года – и при выпуске отечественного пассажирского лайнера Ил-114 на заводе «Объединенной авиастроительной корпорации» в Подмосковье.
«Первая отечественная полностью роботизированная линия для бесстапельной сборки крупных самолетов собрана, ее монтаж заканчивается в Ульяновске, и уже летом этого года она может быть задействована в производстве новых транспортных самолетов Ил-476 (Ил-76МД-90А)», – сказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
Новая технология и оборудование разработаны московским ЗАО «Авиационный консалтинг-Техно». Гендиректор компании Евгений Цодыковский подтвердил, что контракт на установку линии заключен с «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК). Он рассказал, что новая технология разрабатывалась столичными инженерами в течение последних четырех лет. В Москве специально под проект были созданы новое конструкторское бюро и опытное производство, общий размер инвестиций превысил 400 миллионов рублей.
В состав команды разработчиков вошли более 70 специалистов, конструкторов и инженеров, большинство из которых выпускники ведущих столичных вузов – МАИ, МГУ, МГТУ имени Баумана и МФТИ.
В свою очередь Ефимов отметил, что роботизированные комплексы будут сами выполнять наиболее ответственные и трудоемкие этапы – сборку фюзеляжа, стыковку крыла и фюзеляжа, сборку планера самолета.
Использование лазерных трекеров (измерительные приборы) и промышленных роботов позволит соединять многотонные агрегаты крупных самолетов с точностью до сотых долей миллиметра за несколько часов. Тогда как ранее подобные операции проводились с участием десятков высококвалифицированных слесарей-сборщиков и занимали недели. В итоге, отечественная технология позволит сократить трудоемкость окончательной сборки воздушного судна в три-четыре раза.
На отечественных самолетостроительных заводах сейчас используется лишь несколько похожих линий бесстапельной сборки, правда, все они – иностранного производства.
«Но технологии импортозамещения и «индустрия-4.0» (четвертая промышленная революция — ред.) ускоряют развитие отечественной отрасли», – сказал Ефимов.
Технический директор ОАК Юрий Тарасов подтвердил, что в настоящий момент ведется монтаж технологического оборудования новой поточной линии для сборки самолетов Ил-76МД-90А на заводе «Авиастар-СП». Она состоит из 10 станций, обеспечивающих полную сборку воздушного судна из агрегатов планера, поступающих с агрегатно-сборочного производства.
На каждой из станций выполняется отдельная операция: от стыковки отсеков фюзеляжа и монтажа гидросистем до навески двигателей и финальной отработки. Перед физической стыковкой проводится «виртуальная», которая позволяет оптимизировать процесс еще до начала перемещения многотонных агрегатов.
По словам Тарасова, такая технология позволяет снизить трудоемкость работ, обеспечить контролируемое качество и максимальную точность сборки самолета. «Заложенная разработчиками производственная мощность поточной линии позволит собирать до 18 самолетов год. По сравнению с ранее существующими технологиями это увеличит скорость сборки в четыре раза», – отметил он.
С использованием новых технологий стыковки сократится время и повысится качество сборки самолетов, сказала руководитель дирекции перспективных производственных проектов МАИ Валентина Сизикова. Но насколько российская линия будет конкурентоспособна по сравнению с иностранными аналогами, сказать сложно, так как нужно посмотреть ее в работе.
«Результаты тестов пока себя оправдывают. Нужно развивать технологию и попробовать предложить ее рынку», – отметила она.
По словам исполнительного директора «Авиапорта» Олега Пантелеева, роботизация – одна из важных тенденций в машиностроении и авиастроении.
«С учетом того, что одна из проблем авиаотрасли — серьезный дефицит высококвалифицированных слесарей и сборщиков, новация позволит повысить производительность труда и сократить время сборки воздушных судов», – сказал эксперт.