В России усовершенствовали процедуру заключения договоров с регоператорами
:format(webp)/aHR0cHM6Ly94bi0tODBhaGNubGhzeGoueG4tLXAxYWkvbWVkaWEvbXVsdGltZWRpYS9tZWRpYWZpbGUvZmlsZS8yMDE4LzAyLzIyL2tuMl8xMjcxLmpwZw.webp)
Фото - © Медиасток.рф
С 1 сентября 2025 года вступают в силу изменения в порядке заключения договоров на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) с региональными операторами. Новые правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 293 от 7 марта 2025 года, позволят упростить саму процедуру, сократить сроки и бумажную волокиту. Над документом работали специалисты Российского экологического оператора, сообщила пресс-служба РЭО.
«Внедрение новых правил позволит создать единые стандарты работы в сфере обращения с отходами по всей стране. Это должно привести к повышению качества услуг, сокращению числа конфликтных ситуаций и формированию понятных правил взаимодействия между всеми участниками процесса. Для этого мы уходим от избыточной бюрократии, внедряем цифровые инструменты и устанавливаем четкие гарантии для потребителей. Например, теперь заключить договор на услугу по вывозу ТКО можно онлайн. Также вводятся такие условия оплаты, как скидка за просрочку — если регоператор долго не вывозит отходы, то плата за вывоз снижается», — сообщили в пресс-службе РЭО.
Сокращение сроков и упрощение процедур
Согласно новым правилам, региональные операторы обязаны рассматривать поступающие заявки на заключение договоров в сжатые сроки. Максимальный период рассмотрения документов теперь не должен превышать 10 рабочих дней. В случае если оператор не предоставляет ответ в установленный срок, договор автоматически вступает в силу на 16-й рабочий день на условиях типового соглашения.
Переход на цифровые технологии
Новыми правилами внедряется электронный документооборот. Потребители получают возможность подавать заявки и подписывать договоры в цифровом формате через официальные сайты региональных операторов. При этом все типовые формы договоров и актуальные тарифы должны быть размещены в открытом доступе на интернет-ресурсах операторов, что призвано обеспечить необходимый уровень прозрачности.
Повышение ответственности операторов
Особое внимание в новых правилах уделено вопросам контроля качества услуг. Все транспортные средства, занятые в вывозе ТКО, в обязательном порядке оборудуются системами спутникового мониторинга. Это позволяет в режиме реального времени отслеживать соблюдение графиков вывоза отходов. В случаях нарушения установленных сроков потребители получают право на снижение платы за услуги на 3,3% за каждый день просрочки.
Порядок заключения договоров для разных категорий потребителей
Для многоквартирных домов договоры с региональными операторами заключают управляющие компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы. Владельцы частных домовладений могут выступать стороной договора как самостоятельно, так и через уполномоченные организации. Коммерческие организации и учреждения заключают соглашения непосредственно или через арендодателей, если это предусмотрено условиями аренды.
Гарантии оказания услуг
При этом, даже при отсутствии формально заключенного договора региональный оператор обязан обеспечивать вывоз отходов. В таких случаях расчет производится по утвержденным нормативам накопления ТКО. Однако РЭО рекомендует своевременно оформлять договорные отношения, чтобы избежать возможных спорных ситуаций.
С полным текстом Постановления Правительства РФ № 293 от 7 марта 2025 года можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации.
Публично-правовая компания «Российский экологический оператор» создана по Указу Президента 14 января 2019 года. Ключевая задача РЭО — сформировать комплексную систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в России. С 2025 года в Российской Федерации на смену нацпроекту «Экология», завершившемуся в 2024 году, пришел новый национальный проект «Экологическое благополучие». По одному из его направлений определена задача по формированию экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100% объема ежегодно образуемых ТКО, захоронение не более чем 50% таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25% отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья.