В Преображенском храме Балашихи можно увидеть уникальный фаянсовый иконостас

В Преображенском храме Балашихи можно увидеть уникальный фаянсовый иконостас
Общество

РИАМО - 11 дек. Единственный в Подмосковье старинный фаянсовый иконостас располагается в храме Преображения Господня в микрорайоне Саввино Балашихи. Он выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой.

Экскурсовод историко-креведческого музея Балашихи Ирина Половинкина рассказала, что 128 лет назад товарищество Матвея Кузнецова, в состав которого входили семь фабрик по выпуску фарфоровых и фаянсовых изделий, начало выпуск фаянсовых иконостасов. Стоили они не дороже деревянных, но имели большие преимущества. Это было не монолитное сооружение, и лопнувшую или разбитую деталь можно было заменить. Отдельные элементы закреплялись на металлическом каркасе.

В мире существует еще несколько таких фаянсовых иконостасов. Большинство таких иконостасов было утеряно, но в храме Преображения Господня в Саввино он прекрасно сохранился и не требует никакого специального ухода.

«Среди других достоинств: они были пожароустойчивы, их можно было мыть. Цена такого иконостаса устанавливалась в зависимости от цвета, золочения и величины, а также от дальности расстояния при доставке. Доставка и установка — за счет производителя. В 1905 году такой фаянсовый иконостас был установлен в храме Преображения Господня в селе Саввино(ныне — микрорайон Балашихи)», — сказала сотрудник музея.

Чаще всего заказчиками фаянсовых иконостасов в те времена являлись частные лица, которые жертвовали их храмам. Купец Викула Морозов пожертвовал этот иконостас для Преображенского храма.

Первое упоминание о церкви относится к 1623 году, в то время она была ещё деревянной. Новая церковь была заложена в 1870 году. Храм строился в несколько этапов, и свой окончательный вид приобрел только в начале XX века. В тот же период в храме и появилось его главное украшение. Элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов. Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

Центральный иконостас — трехъярусный, шириной 12 м и высотой 6 м. Пятиметровый левый, северный придел посвящен Преподобному Серафиму Саровскому. А правый – южный – Сергию Радонежскому. Иконостас украшают букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны.

«В этом плане керамика идеальный материал для очистки и практически не ветшает. Если с иконостасом аккуратно обращаться, он может служить веками и радовать глаз. Сочетание голубого, розового, белого цветов с вкраплением золотистого даёт настроение», — отметил отец Алексий Малевич.

Что касается современных керамических иконостасов, то они встречаются в некоторых храмах. Их делают на заказ на фарфорово-фаянсовых фабриках. К примеру, фарфоровый иконостас с позолотой есть в одном из старинных храмов Балашихи в селе Полтево. Он был основан в 1706 году. Однако иконостас сделали уже в 2000 годах екатеринбургские мастера.

Иконы писали в Палехе, что тоже является их достопримечательностью. Старинные иконы, которые сейчас висят в храме это иконы, пожертвованные людьми из своей частной коллекции. Ни одной иконы со дня основания храма не сохранилось.

Ранее губернатор Подмосковья Андрей Воробьев отметил, что досуг и культура — направления, которые власти региона стремятся развивать.

«Строим и обновляем парки, приводим в порядок дома культуры», - уточнил глава Московской области.