Расследование катастрофы с самолетом Пригожина ведут Росавиация и СК

Расследование катастрофы с самолетом Пригожина ведут Росавиация и СК
Общество

РИАМО - 3 сен. Через 2 часа после первых сообщений о крушении бизнес-джета Пригожина в Росавиации заявили, что создана комиссия, которая уже приступила к расследованию обстоятельств и причин этой катастрофы. А в СК России сообщили о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и воздушного транспорта), сообщает РБК.

Начиная с 24 августа, Росавиация и СК не делали официальных заявлений об обстоятельствах крушения бизнес-джета.

25 августа пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что вокруг катастрофы «много спекуляций», и необходимо дождаться фактов, он опроверг сообщения западных СМИ о возможной причастности Кремля к гибели главы ЧВК «Вагнер».

30 августа в числе возможных причин авиакатастрофы Песков назвал «преднамеренное злодеяние».

На борту бизнес-джета находились 10 человек, включая Евгения Пригожина, командира ЧВК «Вагнер» Дмитрия Уткина и трех членов экипажа. Президент России Владимир Путин назвал крушение самолета трагедией, а самого Евгения Пригожина — человеком «сложной судьбы», но талантливым бизнесменом.

Кто расследует крушение

Следствие по уголовному делу, связанному со смертью пассажиров на бизнес-джете Пригожина, было поручено главному следователю особо важных дел СК Ивану Сибуле. Сибула известен благодаря расследованиям крупных авиационных катастроф, включая крушение в аэропорту Внуково в 2014 году, в результате которого погиб глава Total Кристоф де Маржери, и крушение самолета Superjet 100 в Шереметьево в 2019 году. В обоих случаях Межгосударственный авиационный комитет (МАК) также проводил расследования.

Этот же комитет, как установлено правительственным решением 1998 года, ответственен за координацию расследований воздушных инцидентов на территории России. Но 30 августа представители МАКа заявили, что они не занимаются расследованием катастрофы бизнес-джета, и не входят в комиссию Росавиации, подтвердил источник РБК.

В отличие от СК, который ищет виновных в катастрофе, Росавиация занимается определением причины события, объясняет адвокат Игорь Трунов, который участвовал в 15 делах о крушениях самолетов, включая крушение Airbus A321 над Синаем в 2015 году. Он отмечает, что оба органа проводят техническую экспертизу, изучают данные из «черных ящиков» и анализируют детали самолета. Сравнение этих двух расследований в отношении значимости может оказаться ошибочным, отметил Трунов. Важность лежит в определении причин авиакатастроф и обеспечении наказания для виновных. Тем не менее, для суда приоритетом является расследование СК, так как исследования авиационных властей не могут служить доказательствами. Они могут быть указаны только в отношении некоторых деталей, говорит Трунов.

Первостепенное значение для суда будет иметь именно следствие по уголовному делу, так как авиационные власти не наделены полномочиями признавать потерпевшими кого-либо, соглашается партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

Почему МАК не расследует крушение

Трунов напомнил об осбенностях джета, о том, что пассажиры могли иметь при себе оружие. Первые смывы, которые делают после катастрофы, показывают, была ли взрывчатка; если была, то какая; снаружи или внутри.

Он отметил, что, возможно, причина катастрофы стала очевидной сразу, поэтому необходимость в участии МАК отсутствует.

К 30 августа стало известно, что Россия решила самостоятельно выяснить причины произошедшего.