Эксперты рассказали, как увлечь современных детей чтением
РИАМО - 24 апр. В ходе пресс-конференции, посвященной новым способам заинтересовать ребенка книгой, эксперты оценили ситуацию, связанную с детским чтением в России, передает корреспондент РИАМО в среду.
Пресс-конференция «Новый способ увлечь детей чтением в XXI веке» прошла в РИАМО. Эксперты обсуждали сложности популяризации чтения среди современных детей, пропаганду детского чтения в России и новые методы привлечения юных читателей.
«Есть много исследований на эту тему. В одном из них приводится сравнение: чтение до интернет-эпохи и после. Автор говорит, что раньше чтение можно было сравнить с ловлей жемчуга – погружением на дно океана, плаванием от одного коралла к другому. Сегодня же я (читатель – ред.) – серфер, мчусь по волнам, мимо меня мелькают тексты и строчки информации», – сказала ректор Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина, доктор педагогических наук Маргарита Русецкая.
Она пояснила, что сегодня важнейшая задача методистов – научить читателей «погружаться» в тексты. Для детей специалисты института разработали рекомендации книг современных зарубежных и российских писателей. Информационные буклеты ориентированы на дошкольников и читателей младшего школьного возраста. При их составлении эксперты ориентировались на произведения, герои которых близки и понятны детям.
О критериях хорошей детской книги рассказал генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев. По его словам, есть два главных требования: книга должна увлекать ребенка и развивать его.
«Баланс вовлечения ребенка и его развития должен быть соблюден. Причем для разного возраста и для разных детей должны быть разные акценты. Кого-то из детей на старте нужно только увлекать и постепенно развивать любовь к чтению, тогда он будет читать все более сложную литературу», – отметил Капьев.
Также он рассказал о современных тенденциях в детской литературе. Современным юным читателям интересна информация об устройстве мира, экологии. Бестселлерами становятся книги по программированию. В целом растет популярность жанра нон-фикшн для детей. Одним из трендов он назвал серию о волшебных школах, которые стали особенно востребованными после выхода книг о Гарри Поттере. Еще одним новшеством современных издательств стали книги с дополненной реальностью.
О вкладе сети книжных магазинов «Читай-город» в популяризацию детского чтения рассказала руководитель PR-службы компании Елена Абрамова. Она презентовала аудитории уникальную разработку сети – «Личную карту читай-агента». Это подарочный сертификат, с помощью которого дети могут сами выбрать себе книги, соответствующие их возрасту.
Аналитики книжной сети выяснили, что мнение родителей и детей о том, что необходимо читать подрастающему поколению, зачастую не совпадает.
«Родителям важнее, чтобы книга развивала, обучала, была полезной. А детям оказался важнее аспект увлечения, развлечения. Дети очень хотят быть самостоятельными. На основе наших исследований стало понятно, что таким образом (с помощью «Личной карты» – ред.) мы мотивируем ребенка прочитать то, что он сам для себя выбрал», – сказала Абрамова.
О том, как важно прививать детям любовь к книгам, говорил главный редактор РИАМО, писатель, журналист Максим Шарапов. Он подчеркнул, что совместное чтение с ребенком дает возможность получить уникальный опыт общения с ним. Кроме того, литература способствует развитию эмоционального интеллекта и личности.
«Как бы ни был хорошо снят фильм про Гарри Поттера, там уже образы придуманы за ребенка. Это ограничивает сознание, зритель получает готовый продукт. Читая книгу, человек начинает фантазировать, воображать, и это заставляет работать сознание. Причем, это касается и взрослых, и детей», – заметил Шарапов.
Способами увлечь современных детей литературой поделилась детский и семейный психолог, педагог, автор серии книг «Ленивая мама» Анна Быкова. По ее словам, самое главное – не заставлять ребенка взять книгу и не гнаться за скоростью чтения, а позволить детям самим выбирать литературу, не навязывая свои предпочтения.
«Эффект самостоятельно принятого решения очень стимулирует. («Мой сын» – ред.) выбирает то, на что я бы никогда не посмотрела. И ведь прочитал! Целую серию… Был даже момент, когда я даже запрещала читать, потому что пора спать. Этот момент запрета тоже работает», – поделилась Быкова.
Идею уменьшения контроля со стороны взрослых поддержала детский писатель, преподаватель Московского института лингвистики Екатерина Соболь.
«У меня в Instagram родители часто спрашивают, как заставить детей читать. И это слово «заставить» как раз снимает все развлечение с этого занятия», – сказала Соболь.
По ее мнению, чтение для современных детей и подростков – не источник информации, а особенный вид развлечения, именно поэтому важно дать им возможность читать любую литературу, которая им нравится, даже если родителям выбор не кажется удачным.
Своим родительским опытом по привлечению детей к чтению поделилась старший преподаватель факультета журналистики МГУ, литературный обозреватель Наталья Ломыкина. Она пришла на пресс-конференцию с пятилетним сыном Андреем.
«Я все время сталкиваюсь с тем, что дети не хотят читать, что я им рекомендую. Но современные детские книжки – не ерунда. У нас отличные издательства, которые выполняют роль тех самых ловцов жемчуга. Когда дети начинают читать, надо им позволить читать то, что они хотят. Моя старшая дочь «расчиталась» с комиксами. И дети в очередь выстраиваются к моей дочери, чтобы дала почитать», – заметила Ломыкина.
В целом, эксперты сошлись во мнении: утверждение, что современное подрастающее поколение не читает, – это миф. Проблема не в количестве информации, а в ее качестве. Актуальнейшим вопросом для методистов, издателей, продавцов и других представителей книжной индустрии остается разработка новых способов привлечения читателей разных возрастных категорий.