Экономист: Украина может перевозить зерно морем только через порты Одессы, что небезопасно
РИАМО - 19 июл. Новый маршрут Украины для транспортировки зерна через территориальные воды Болгарии и Румынии после прекращения зерновой сделки с Россией не является безопасным, поскольку главный порт отгрузки – Одесса, заявила РИАМО директор Института экономики и финансов, профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений, доктор экономических наук Галина Сорокина.
Черноморская зерновая инициатива являлась одним из основных каналов транспортировки украинского зерна, на нее пришлось чуть меньше 60% всего объема поставок зерна. Причем на наземный транспорт приходилось около 20% экспорта зерновых, объясняет экономист. Еще около 20% зерна шло через речные порты.
«Закрытие одного из самых значимых зерновых логистических каналов влечет за собой ежемесячные потери Украины около 500 млн долларов в месяц. Естественно, что Украина ищет альтернативные пути поставки зерна», – отмечает Сорокина.
Однако еще во время функционирования зерновой сделки такие приграничные страны как Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия ввели запрет на торговлю у себя украинским зерном после массовых протестов местных фермеров. Вряд ли Болгария и Румыния будут рады увеличению потока дешевого зерна через свою территорию, полагает эксперт.
Вопрос еще осложняется тем, что транспортировка через территориальные воды Болгарии и Румынии возможна, но основными портами, из которых данный товаропоток может быть организован, являются порты Одессы. Но теперь они явно не являются безопасными после прекращения зерновой сделки, уверена экономист.
«Риски морской транспортировки без участия России осознают и в ООН, и в Турции. Поэтому, по моему мнению, есть только два варианта сохранения экспорта зерна из Украины – это либо удовлетворение требований России, либо развитие сухопутных и речных путей транспортировки зерна», – резюмировала Сорокина.