Как потребителю защитить свои права
Как вернуть некачественный продукт в магазин, добиться компенсации и в каких случаях следует обращаться в суд, рассказала руководитель общественного движения «Хрюши против» по борьбе с недобросовестным обслуживанием в супермаркетах Евгения Сморчкова.
Какие права у покупателя
Для самостоятельной защиты своих прав потребителю необходимо знать статьи закон РФ «О защите прав потребителей», в котором закреплены:
• Право на качество
Согласно статье 4 Закона, товар, передаваемый продавцом потребителю, должен быть качественным. При обнаружении недостатков в качестве товара, согласно статье 18 Закона, потребитель вправе потребовать замены товара, возврата уплаченной за товар суммы или снижения цены, а также вообще отказаться от исполнения договора купли-продажи, то есть вернуть товар.
• Право на безопасность
Согласно статье 7 Закона, товар должен быть безопасен для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды.
• Право на информацию
В статьях 8-10 Закона указано, что потребитель имеет право на достоверную и необходимую информацию о товарах и продавцах (исполнителях, изготовителях).
• Право на возмещение убытков
Согласно статье 13 Закона, если продавцом нарушены права потребителя, то убытки, причиненные потребителю в связи с этим, подлежат возмещению в полной мере, сверх суммы неустойки (штрафа).
• Право на компенсацию морального вреда
Согласно статье 15 Закона, за нарушение прав потребителя с продавцов сверх суммы имущественного вреда и убытков можно потребовать компенсации морального вреда.
Как вернуть товар в магазин
По словам Сморчковой, просто так продукт питания вернуть нельзя, если вам уже пробили чек. Для этого нужно сделать экспертизу и доказать, что продукт некачественный.
«В случае, если продукт утратил свои съедобные качества до положенного срока или был приобретен с истекшим сроком годности, a также, если состав на этикетке не соответствует содержимому или в продукте обнаружены посторонние примеси, например, насекомые, то вы можете вернуть его в магазин», – уточняет эксперт.
При этом необходимо предъявить продавцу чек и некачественный товар, и уже тогда вы вправе потребовать его замены на аналогичный, но качественный, возврата денежной суммы за товар или соразмерного снижения цены на продукт, поясняет Сморчкова.