Что делать, если ценник не соответствует цене на кассе: памятка для покупателей
Фото - © Владимир Лебедев/Каширское Информагентство
Как должен выглядеть ценник в магазине и что делать, если он не соответствует цене, указанной на чеке, читайте в материале РИАМО.
Как должен выглядеть ценник в магазине
Фото - © Максим Блинов/РИА Новости
У каждого товара на витрине магазина должен быть один ценник с одной указанной ценой. Если он отсутствует, это нарушение прав потребителей.
Ценники должны быть оформлены в едином стиле. У них должны совпадать:
- размер;
- форма;
- материал;
- цвет (например, базовая цена может быть указана на табличке белого цвета, а стоимость по акции – желтым или красным цветом);
- шрифт (одинаковый размер, начертание и способ записи).
Помимо цены, информация о товаре также должна содержать:
- сведения об основных потребительских свойствах товаров;
- гарантийный срок (если он установлен);
- правила и условия эффективного и безопасного использования;
- срок службы или срок годности товаров;
- адрес и наименование изготовителя.
Печатать ценники нужно сразу после назначения новой розничной цены на товары. Иногда на переоценку закрывают целые отделы магазинов, чтобы старые ценники не могли ввести покупателей в заблуждение.
Почему ценник товара должен соответствовать реальной цене
Фото - © Кирилл Каллиников/РИА Новости
Согласно статье 10 закона «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах и их цене в рублях, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор. То есть ценник товара на полке магазина должен соответствовать той цене, за которую он продается на кассе.
Ценник в магазине – это договор публичной оферты, который предлагает покупателю купить товар по указанной цене. Согласно статье 310 ГК РФ, изменение условий договора стороной, осуществляющей предпринимательскую деятельность, в одностороннем порядке недопустимо.
Что делать, если на ценнике одна цена, а на кассе – другая
При выявлении несоответствия цен на ценниках и чеках Роспотребнадзор рекомендует действовать следующим образом:
1. Зафиксировать информацию о цене, размещенной на ценнике
Фото - © Кирилл Каллиников/РИА Новости
Это будет доказательством в случае возникновения спора с продавцом. Сфотографировать ценник желательно в присутствии свидетеля (представителя магазина). В случае возникновения спора в подтверждение условий договора розничной купли-продажи можно ссылаться на свидетельские показания.
2. Предъявить претензию продавцу
Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО
Сразу после покупки следует потребовать у кассира пригласить уполномоченного представителя продавца и устно предъявить ему претензию. Если устная претензия не удовлетворена, нужно предъявить продавцу письменную претензию с описанием возникшей ситуации (дата, время инцидента, наименование товара, сумма на ценнике и по чеку).
В претензии можно потребовать:
- вернуть разницу цены товара между чеком и ценником (статья 1102 ГК РФ);
- отказаться от покупки товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы и возмещения других убытков в связи с не предоставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора достоверную информацию о товаре (пункт 1 статьи 12 Закона «О защите прав потребителей»).
3. Обратиться в Роспотребнадзор или суд
Фото - © Сергей Мамонтов/РИА Новости
При отказе продавца в удовлетворении претензии покупатель вправе обратиться в суд со следующими исковыми требованиями к продавцу: о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником и о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы. Можно также пожаловаться в Роспотребнадзор.
На сколько оштрафуют продавцов, если цены на ценнике и на кассе различаются
Фото - © Александр Кряжев/РИА Новости
Согласно статье 14.15 КоАП РФ, нарушение правил продажи товаров влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на физических лиц в размере от 300 до 1500 рублей; на должностных лиц – от одной до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 до 30 тысяч рублей.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы наказывается предупреждением или штрафом на должностных лиц в размере от 500 до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей (статья 14.8 КоАП РФ).
Согласно этой же статье, включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.
А за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке таких требований продавцу выпишут штраф в размере от 15 до 30 тысяч рублей на должностное лицо и от 100 до 300 тысяч рублей – на юридическое лицо.