Что делать, если ценник не соответствует цене на кассе: памятка для покупателей

Что делать, если ценник не соответствует цене на кассе: памятка для покупателей
Шпаргалки
Владимир Лебедев

Фото - © Владимир Лебедев/Каширское Информагентство

Как должен выглядеть ценник в магазине и что делать, если он не соответствует цене, указанной на чеке, читайте в материале РИАМО.

Как должен выглядеть ценник в магазине

Максим Блинов

Фото - © Максим Блинов/РИА Новости

У каждого товара на витрине магазина должен быть один ценник с одной указанной ценой. Если он отсутствует, это нарушение прав потребителей.

Ценники должны быть оформлены в едином стиле. У них должны совпадать:

  • размер;
  • форма;
  • материал;
  • цвет (например, базовая цена может быть указана на табличке белого цвета, а стоимость по акции – желтым или красным цветом);
  • шрифт (одинаковый размер, начертание и способ записи).

Помимо цены, информация о товаре также должна содержать:

  • сведения об основных потребительских свойствах товаров;
  • гарантийный срок (если он установлен);
  • правила и условия эффективного и безопасного использования;
  • срок службы или срок годности товаров;
  • адрес и наименование изготовителя.

Печатать ценники нужно сразу после назначения новой розничной цены на товары. Иногда на переоценку закрывают целые отделы магазинов, чтобы старые ценники не могли ввести покупателей в заблуждение.

Почему ценник товара должен соответствовать реальной цене

Кирилл Каллиников

Фото - © Кирилл Каллиников/РИА Новости

Согласно статье 10 закона «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах и их цене в рублях, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор. То есть ценник товара на полке магазина должен соответствовать той цене, за которую он продается на кассе.

Ценник в магазине – это договор публичной оферты, который предлагает покупателю купить товар по указанной цене. Согласно статье 310 ГК РФ, изменение условий договора стороной, осуществляющей предпринимательскую деятельность, в одностороннем порядке недопустимо.

Что делать, если на ценнике одна цена, а на кассе – другая

При выявлении несоответствия цен на ценниках и чеках Роспотребнадзор рекомендует действовать следующим образом:

1. Зафиксировать информацию о цене, размещенной на ценнике

Кирилл Каллиников

Фото - © Кирилл Каллиников/РИА Новости

Это будет доказательством в случае возникновения спора с продавцом. Сфотографировать ценник желательно в присутствии свидетеля (представителя магазина). В случае возникновения спора в подтверждение условий договора розничной купли-продажи можно ссылаться на свидетельские показания.

2. Предъявить претензию продавцу

Пелагия Тихонова

Фото - © Пелагия Тихонова/РИАМО

Сразу после покупки следует потребовать у кассира пригласить уполномоченного представителя продавца и устно предъявить ему претензию. Если устная претензия не удовлетворена, нужно предъявить продавцу письменную претензию с описанием возникшей ситуации (дата, время инцидента, наименование товара, сумма на ценнике и по чеку).

В претензии можно потребовать:

  • вернуть разницу цены товара между чеком и ценником (статья 1102 ГК РФ);
  • отказаться от покупки товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы и возмещения других убытков в связи с не предоставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора достоверную информацию о товаре (пункт 1 статьи 12 Закона «О защите прав потребителей»).

3. Обратиться в Роспотребнадзор или суд

Сергей Мамонтов

Фото - © Сергей Мамонтов/РИА Новости

При отказе продавца в удовлетворении претензии покупатель вправе обратиться в суд со следующими исковыми требованиями к продавцу: о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником и о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы. Можно также пожаловаться в Роспотребнадзор.

На сколько оштрафуют продавцов, если цены на ценнике и на кассе различаются

Александр Кряжев

Фото - © Александр Кряжев/РИА Новости

Согласно статье 14.15 КоАП РФ, нарушение правил продажи товаров влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на физических лиц в размере от 300 до 1500 рублей; на должностных лиц – от одной до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 до 30 тысяч рублей.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы наказывается предупреждением или штрафом на должностных лиц в размере от 500 до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей (статья 14.8 КоАП РФ).

Согласно этой же статье, включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

А за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке таких требований продавцу выпишут штраф в размере от 15 до 30 тысяч рублей на должностное лицо и от 100 до 300 тысяч рублей – на юридическое лицо.