Шадаев: ЕТК должна быть удобна для пассажиров и выгодна для перевозчиков
Проезд в общественном транспорте в Московской области с 1 февраля будет осуществляться с помощью единой транспортной карты «Стрелка». Этот проект должен облегчить жизнь пассажирам и сократить бюджетные издержки в системе оплаты проезда. О том, как будет работать карта, а также о доступности интернета и мобильной связи в регионе, перспективах использования соцкарт жителями Подмосковья и платных парковках, в интервью РИАМО рассказал министр государственного управления, информационных технологий и связи Максут Шадаев.
- Максут Игоревич, уже совсем скоро жители региона начнут использовать ЕТК. Расскажите, пожалуйста, подробнее про этот проект?
- Власти Подмосковья, ГУП «Мострансавто» и ОАО «УЭК» 25 ноября подписали трехсторонний инвестиционный договор о внедрении единой транспортной карты. Она будет действовать на всех видах общественного транспорта. Жители Подмосковья выбрали название для ЕТК - «Стрелка».
Карта будет продаваться во всех автобусах у кондуктора или водителя, а также в кассах «Мострансавто». Что важно, проезд по ней для пассажира будет дешевле, чем покупка билета в салоне автобуса - разница в стоимости может составить до 25%. Пополнить карту можно будет как наличными, так и с помощью банковской карты примерно в 6 тысячах точек распространения по всей области. Также для телефонов на платформе Android, Windows или iOS подготовлено приложение, с помощью которого можно будет выбрать нужную остановку, купить билет и показать контролеру QR-код. С 1 февраля эта опция тоже должна заработать.
Единая транспортная карта в Подмосковье. ИНФОГРАФИКА>>
- Долго решался вопрос внедрения турникетов. В итоге остановились на кондукторах. Есть ли вероятность того, что вход в автобусы будет осуществляться все-таки через турникеты?
- Турникеты – это ключевой вопрос с ЕТК. На сегодняшний день на автобусах работают кондукторы. Для нас важно отказаться от такой системы оплаты и перейти на безналичный расчет, который позволит ГУП «Мострансавто» сэкономить на такой «армии» людей. При этом если не вводить турникеты и убрать кондукторов, то есть риск сокращения выручки. Важно найти компромисс между удобством для жителей и выгодой для «Мострансавто». Мы очень ждем от пассажиров замечаний и предложений по работе «Стрелки», присылать их можно на адрес info@strelkacard.ru.
Это такой эмпирический процесс: мы увидим падение выручки, поймем, сколько контролеров должно быть, чтобы избежать падения. Поймем, может ли бюджет справиться с этими тратами, и если не сможет, то будет рассматривать вопрос установки турникетов. Но по сути пока еще не ясно: любо кондукторы останутся, либо половина будет уволена, другая станет контролерами, и будет введена жесткая система контроля безбилетного проезда с высокими штрафами, либо все-таки установим турникеты.
- Не планируете сделать автобусные остановки комфортнее для пассажиров?
- Компания Lenovо вышла с предложением оборудовать остановки табло, которые показывали бы рекламу и расписание автобусов. В Москве это делается из бюджета, у нас же, к сожалению, таких средств пока нет. В 2015 году мы надеемся договориться о совместном бизнес-проекте. Обсуждаются те остановки, где большая пропускная способность и где можно гарантировать сохранность оборудования. Мы думаем, что таких остановок может быть порядка 1 тысячи из 6-7 тысяч остановок, которые есть в регионе.
«Яндекс» уже работает с нашими данными и показывает прогноз прибытия автобуса. Также они предлагают сделать службу заказа такси и службу помощи при аварии на дорогах.
Интервал движения уменьшен на 30 автобусных маршрутах. ВИДЕО>>
- Кстати, жители часто жалуются на плохое качество интернета в Московской области, какие меры принимаются для улучшения ситуации?
- У нас есть районы и города, где интернет, действительно, работает не очень хорошо. Как у регионального ведомства, у нас мало рычагов воздействия. Это простая закономерность - если есть конкуренция, есть дешевые тарифы, есть качественные услуги. Когда конкуренции нет, вы обречены жить с одним оператором с высокими тарифами и несоответствующим качеством. Наша задача здесь – развить конкуренцию. Для этого мы приняли решение, чтобы все многоквартирные дома, строящиеся на муниципальной земле, сдавались при условии подключения к интернету.
Застройщик по контракту с муниципальным образованием будет обязан сделать полное каблирование всей инфраструктуры, чтобы в каждую квартиру были введены сетевые розетки. Этот кабель он должен довести до канализации «Ростелекома» и вывести на тот узел связи, где присутствует большое количество операторов. Таким образом, все операторы связи получат возможность подключиться к этому оборудованию и оказать услуги в конкретном доме. При этом этот кабель будет находиться в собственности региона, и мы будем определять единый тариф на доступ к этому кабелю разным операторам.
Параллельно мы обсуждаем создание совместной компании с инвестором, которая бы начала по такому же принципу создавать инфраструктуру в домах, которые уже построены. Там, где не хватает инвесторов. Во многих муниципалитетах, поселениях оператор попросту не может получить доступ к сети, так как глава поддерживает какого-нибудь маленького местного оператора. Для инвестора это были бы разовые расходы – построить распределительную сеть, которая могла бы раздаваться операторам по единому тарифу. При этом сам регион не будет ничего инвестировать.
- А есть компании, которые уже заинтересовались проектом?
- Несколько крупных компаний заинтересованы, в том числе сам «Ростелеком». Очень выгодные тарифы, он считает, что сможет выиграть. Однако ситуация сложная – ведь это будет серьезный инфраструктурный оператор: там будет и мобильная связь, и интернет-телевидение.
Смотрите инфографику: WI-FI на автовокзалах в Подмосковье>>
- Как обстоят дела с качеством мобильной связи в Подмосковье?
- По формальной статистике проданных сим-карт, у нас давно на каждого жителя приходится больше одной активной сим-карты. Если говорить об уровне мобилизации, то мобильные телефоны имеют порядка 95% жителей Подмосковья. При этом там, где много жителей, связь хорошая, так как это выгодно мобильному оператору. Если же мало абонентов, например, в сельских поселениях, он ставит одну или несколько базовых станций, так как неизвестно, окупятся ли расходы на их установку, на прокладку кабеля.
Мы вместе с федеральным министерством связи работаем по большому проекту устранения цифрового неравенства. В те районы, куда не проходит цифровой канал связи, мы будем подтягивать мобильных операторов. Здесь работает чистая экономика. Если оператор понимает, что с точки зрения трафика расходы окупаются и количества абонентов, которые идут через базовую станцию, достаточно, то он инвестирует. Но если он понимает, что людей очень мало, из-за жесткой конкуренции тарифы низкие и в ближайшей перспективе он не окупит свои вложения, то он не будет устанавливать станции. Единственное, что мы можем сделать и делаем – это максимально идти навстречу, делать бесплатной установку станции, помочь в согласовании и прокладке всех кабелей, землеотводов.
Мы рассчитываем, что серьезное ускорение развитию мобильной связи придаст реконструкция ЦКАД. Параллельно со строительством дороги операторы будут прокладывать цифровой кабель. Так будет проще дойти до тех территорий, где сейчас цифровизации нет.
- А сеть 4G в Подмосковье работает?
- Да, 4G хорошо развивается. Особенно активно инвестируют в его развитие в тех городах, где проживает более 100 тысяч человек, в 20 крупнейших городах области.
Мобильное приложение покажет время прибытия транспорта в Подмосковье>>
- Будут ли оповещать жителей области о чрезвычайных ситуациях через смс, как в Москве?
- Мы в 2014 году начали модернизировать систему экстренного оповещения. Она 20 лет не модернизировалась. В момент крупного происшествия идет автоматическое оповещение через голосовые сирены, сигнализации, вставки в кабельное телевидение, радиоканалы, а также смс- программирование. То есть всем будет отправляться смс. Первую часть модернизации мы уже завершили, до конца 2015 года работа будет завершена полностью.
- В Подмосковье реализуются проекты «Электронный документооборот» и «Электронное правительство». Насколько они эффективно работают?
- Электронный документооборот – это сервис для чиновников. А электронное правительство – для жителей, для бизнеса. Одно без другого не работает. По документообороту у нас очень хорошие показатели. Этот проект запущен в начале 2014 года, и у нас уже порядка 35 тысяч пользователей. К одной системе подключены не только руководители, сотрудники региональных ведомств и министерств, но и все администрации районов, городских округов, поселений и даже муниципальные учреждения. То есть фактически мы говорим о единой сквозной системе обмена документами, когда любой документ от первого лица области может дойти до директора школы практически мгновенно. Это упрощает процедуру сбора материалов, информации, отчетности.
В рамках системы «Электронное правительство» проводится работа по переводу услуг в электронный вид. Я думаю, что в январе мы в полном формате запустим три ключевых региональных ведомства, на которые приходится порядка 80% всех обращений. Это Минсоцзащита со всеми социальными выплатами, льготами, выдачей социальных карт; это ЗАГС - документы, связанные с рождением, смертью, заключением брака; и комитет по труду и занятости, в который обращаются по вопросам поиска работы, постановки на учет безработных. Это означает, что к ним можно будет записаться, сдать все документы в электронном виде, а потом лично забрать готовые документы. То есть от двух посещений мы перейдем к одному.
Узнайте, сколько пассажиров МЖД купили билеты с электронной регистрацией в 2014 г>>
- Когда по срокам жителям будут доступны все эти услуги?
- У нас жесткая дорожная карта – в первом квартале мы закрываем все региональные ведомства и начинаем работать с муниципалитетами, а до конца года в эту систему должны войти все муниципалитеты, чтобы полностью исключить промежуточные посещения и ходить только за результатом.
Кстати, в 2014 году почти 800 тысяч человек записались в поликлиники через интернет. Запись работает тотально, везде. Также вскоре должна стартовать запись в поликлиники по телефону: вы диктуете номер полиса ОМС и записываетесь. Также мы открываем электронную систему записи врач - врач. Будет одна система, в которой врач видит, когда и где появятся свободные койки, чтобы сразу направить пациента именно туда.
- Максут Игоревич, вы довольны работой МФЦ в регионе?
- У нас много вопросов, связанных с МФЦ. Это даже не вопрос самих офисов, потому что все они хорошо организованы, соответствуют федеральным требованиям, и очередей там практически нет. Нам нужно «допиливать» технологическую начинку. Сейчас это просто универсальный оператор, который принимает документы и отдает их соответствующему органу власти. Есть оптимизация на этапе сдачи документов, но нет оптимизации на этапе рассмотрения.
Например, вы можете подать заявление на регистрацию брака через МФЦ, но выбрать дату и время вы не можете, вам нужно связаться по телефону с сотрудником ЗАГС и определить эту дату. Логично, чтобы сотрудник МФЦ сразу показывал, какие даты свободны. Это заработает уже в конце января.
Узнайте, документы для каких социальных госуслуг можно подать в подмосковных МФЦ>>
- Некоторое время назад очень активно говорили об универсальной электронной карте…
- У этого проекта сложная судьба. Базовая задумка – сделать инструмент унификации граждан, который содержал бы, в том числе, цифровую подпись. Это могло бы максимально упростить доступ к электронным услугам. Сейчас процедура получения электронной подписи не очень удобная и простая. Этот проект должен был охватить всех жителей, но, к сожалению, при его подготовке не были учтены финансовые вопросы. Эмиссия этих карт возлагается по закону на бюджеты региона. При этом стоимость карты достаточно большая, так как в ней содержатся элементы криптозащиты. Минимальная стоимость - 350-370 рублей. Даже если умножить на 6 миллионов жителей, получается, мы должны были выделить на выпуск карт 2,1 миллиарда рублей. У нас таких денег нет. Поэтому мы предлагали перейти на выдачу карт по заявительному принципу, когда сам гражданин оплачивает ее стоимость, так как это удобно для него. Проект уже отодвинут на два года, но с учетом экономической ситуации он вряд ли будет реализован.
- Значит, будущего для УЭК в Подмосковье нет?
- У нас есть свой подпроект - социальная карта жителя Подмосковья. Мы будем развивать ее. Мы договариваемся с ОАО «Универсальная электронная карта» о том, как сделать ее в двух форматах - простой социальной картой и продвинутой, чтобы на ней были все электронные сервисы, в том числе электронная подпись, если жителям это нужно, и они готовы это оплатить.
Также мы подписываем соглашения с крупными торговыми сетями, чтобы можно было получать скидки обладателям социальных карт. При этом нам нужно будет придумать кобрендинговую историю с банками, чтобы снять нагрузку по финансированию эмиссии. То есть работать это будет так: заявитель сразу выбирает формат карты, банк и получает в одном пакете и открытие банковского счета, и возможное перечисление социальных выплат на этот счет, и скидку при покупке продуктов в торговых сетях.
УЭК в Подмосковье: как получить и как использовать>>
- Сотрудникам ГИБДД в Москве выдают планшеты. Не планируете использовать опыт столицы?
- Пока мы договорились с министерством финансов о том, что мы в пилотном режиме раздадим планшеты, с помощью которых можно определить владельцев транспортных средств, у которых есть задолженность по различным видам налогов. Специальный комплекс будет ставиться на крыши машин и автоматически читать номера в потоке, определяя по базе должников. Результаты будут отправляться на следующую базу, где машина будет остановлена. Это должно подстегнуть автолюбителя к оплате штрафа.
- Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев недавно заявил о возможности введения платной парковки в некоторых городах Московской области. Когда будет реализован этот проект?
- Мы занимаемся этим вопросом. Первым городом станут Химки. Там около железнодорожной станции есть парковка, но она стихийная, жители соседних домов очень из-за нее страдают. Мы нашли инвестора, который готов это пространство привести в цивилизованный вид. У нас нет задачи курировать трафик, у нас есть задача упорядочить движение и парковку. Стоимость будет значительно ниже, чем в Москве. Мы обсуждали сумму 20 рублей в час, но это пока не точно.
Создание такой парковки занимает около полугода. Осталось найти инвестора, подготовить инвестиционный проект, документы, провести общественные слушания.
- А какой город на очереди следующий?
- Домодедово. А дальше - пока трудно сказать.
Мария Дмитриева