«Русвелос»: мы готовы создать сеть велопрокатов в городах Подмосковья
Велосезон в Подмосковье в самом разгаре, однако инфраструктура для велосипедистов в области развита еще очень слабо. О том, как можно развивать велодвижение в регионе, о планах по проведению велосипедных экскурсий по городам и усадьбам Подмосковья, созданию системы междугороднего проката велосипедов и введении должности вело-омбудсмена, в интервью порталу "В Подмосковье" рассказал руководитель велосипедного движения России "Русвелос", инициатор проекта "Общественный ВелоКонтроль" Петр Дворянкин.
- Петр, насколько, по вашей оценке, развита велоинфраструктура в Подмосковье?
- Лидером в этом направлении в России является Москва. Для велодвижения в Московской области есть очень хорошая перспектива, потому что регион находится в непосредственной близости от столицы, многие жители Подмосковья ездят в Москву и видят, как там все устроено.
На данный момент велоинфрастуруктуры как таковой в Подмосковье нет – есть короткие велодорожки, малочисленные велопарковки в некоторых городах. Власти ведут работу в этом направлении. Например, в начале июня в министерстве транспорта Московской области прошло совещание, на котором были представлены шесть-семь муниципальных проектов по организации велодорожек и велопарковок. Местные власти жаловались на отсутствие денег для велодорожек, им посоветовали привлекать к их созданию крупные коммерческие структуры, работающие на их территории, в том числе застройщиков.
Читайте, в каких подмосковных парках хотят оборудовать велодорожки>>
- Вы можете привести в пример какой-то из городов?
- Мы уже полгода занимаемся Сергиевым Посадом, хотим оборудовать там необходимую инфраструктуру, которая будет актуальна к празднованию 700-летия Сергия Радонежского. В этом городе хороший туристический потенциал, но плохо с транспортной инфраструктурой – хаотичная парковка, низкая пропускная способность улиц. Поэтому развитие пешеходных и велосипедных пространств – хорошая тема для этого города.
В Сергиевом Посаде мы планируем оборудовать велодорожки на большинстве улиц, где будет организовано пешеходное пространство, а также по краям дорог. Наши предложения соответствуют новым, вступившими в силу весной этого года, поправкам в ПДД и в ГОСТы, и мы вступили в активный диалог с ГИБДД по реализации данного проекта. Я думаю, что аналогичные вопросы будут возникать и в других городах Подмосковья, поэтому пример Сергиева Посада очень важен, так как станет прецедентом для решения подобных ситуаций в других городах. Нам бы хотелось завершить первый этап реализации проекта к празднованию 700-летия Сергия Радонежского.
Однако, несмотря на достигнутые договоренности по установке необходимого количества велопарковок, сейчас у нас появились сомнения в том, что к празднованию 700-летия Сергия Радонежского появится хоть одна новая велопарковка. При этом оборудование велопарковок - самое простое и доступное средство для развития велоинфраструктуры.
Пешие и велосипедные маршруты могут появиться в лесах Подмосковья>>
- С чего рациональнее всего начать развитие велоинфраструктуры в области?
- Развитие велодвижения подразумевает прогресс по четырем направлениям. И все эти составляющие надо равноценно учитывать при принятии решений.
Начинать надо с развития велокультуры – провести ряд мероприятий, наладить диалог с жителями, спросить, чего они хотят. В Москве запустили приложение "Активный гражданин", через которое можно направлять свои пожелания. Я думаю, что правительству Подмосковья есть смысл запустить нечто похожее, чтобы можно было напрямую узнавать у жителей, где и что они хотят. Мы можем помочь в организации этого проекта. Обязательны также специализированные уроки в школах, чтобы ребятам рассказывали, как безопасно ездить на велосипеде в городах и сельской местности.
Второй шаг – обязательное привлечение экспертов и вело-общественности к созданию соответствующей инфраструктуры через механизм общественного контроля. Проекты должны проходить обсуждение с местными жителями, пусть даже неформальное. Велосипедисты должны предлагать местным властям свои пожелания, обсуждать планы муниципалитетов по созданию велоинфраструктуры и отслеживать исполнение.
- Какие еще меры должны быть приняты?
- Третий шаг – обязательное включение в концепцию развития пешеходных зон Подмосковья дорожек для велотранспорта. В Московской области по поручению губернатора уже стартовала программа по развитию пешеходных улиц. Весь мир исходит из того, что велосипед хорошо соседствует с пешеходными пространствами, более того – развивается вместе с ними. Поэтому мы рекомендуем властям включить в развитие пешеходных пространств велоинфрастурктуру. По этому пути мы пошли в С. Посаде.
И четвертое слагаемое – необходимо установить велопраковки у всех административных зданий и рекомендовать чиновникам самим ездить на велосипеде, например, стимулируя это рублем. На Западе бизнес поощряет своих сотрудников передвигаться на велосипедах, но у нас, скорее, бизнес "подтянется" за чиновниками.
- Петр, вы сказали, что Москва – лидер по развитию велоинфраструктуры в России. Действительно, в Москве появился модный образ – это стильно одетый хипстер на красивом велике. А есть ли у жителей Подмосковья реальный запрос на развитие инфраструктуры?
- Еще пять лет назад мне приходилось доказывать, что велодвижение необходимо в Москве, а теперь без этого город сложно представить. То же самое и в Подмосковье. Может быть, каждый житель еще не осознает, как удобно будет ездить на работу на велосипеде, но через три года, когда появится инфраструктура, это станет для него очевидно.
Но даже в Москве велокультура пока не на должном уровне. Например, не все знают, что нельзя на велосипеде ехать по пешеходному переходу. Автомобилист рассчитывает свое движение, исходя из того, что пешеходы идут со скоростью 5 километров в час. А несознательные велосипедисты "носятся", в том числе по пешеходному переходу, нарушая тем самым правила и становясь жертвами ДТП. Можно на переходе сделать велодорожку, а перед переходом поставить знак "Осторожно, велосипедист", и объяснить водителям, что он значит.
Как выбрать велосипед. Интерактивный репортаж>>
- Мне кажется, нужно пройти какое-то немыслимое количество согласований для того, чтобы, например, поставить знак...
- Нет, это не так. Но в правительствах регионов иногда есть другая проблема – несогласованность действий. Например, в Москве организацией велоинфраструктуры занимаются четыре департамента: транспорта, культуры, природопользования и капремонта. У этих департаментов низкий уровень взаимодействия, из-за этого часто велодорожки начинаются ниоткуда и ведут в никуда и представляют угрозу для велосипедистов.
Поэтому у нас есть понимание, что нужен велоомбудсмен - человек, который будет координировать работу по велодвижению в правительстве Москвы или области. Для Подмосковья это актуально уже в этом году. Здесь уже в 2014 году началось развитие велоинфраструктуры, поэтому отсутствие единого координационного центра сильно ощущается.
- Расскажите, какие еще есть предложения по Московской области?
- У столичного правительства есть планы по созданию велодорожки вдоль реки Яузы, которая выходила бы в подмосковные Мытищи – это будет первая велодорожка, которая соединит два региона.
Напрашивается вывод – необходима координация между двумя регионами по вопросу развития велодвижения. Мы планируем активизировать это в рамках нашей концепции создания велокластера. Это будет совокупность нескольких регионов во главе с регионом-лидером, где бурно развивается инфраструктура. Первый велокластер включит в себя Москву, Московскую, Калужскую, Владимирскую, Рязанскую, Тверскую и Смоленскую области.
Для создания велокластера нужен запрос от общества, который мы уже сформировали. Дальше нужно понимание от властей и их координация, потому что требуется активное взаимодействие на межрегиональном уровне, где мы можем выступить посредниками. Кроме этого, необходимо создание конкретных совместных планов по велодорожкам и создание непосредственно инфраструктуры.
С Калужской областью мы уже договорились, они очень заинтересованы в развитии этого кластера. Теперь будем писать мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину, к губернатору Московской области Андрею Юрьевичу Воробьеву тоже обратимся в ближайшее время.
Автоматы начали выдавать билеты на провоз велосипедов в электричках МЖД>>
- Расскажите, пожалуйста, подробнее об участии Подмосковья в этом проекте?
- Подмосковье идеально приспособлено для развития велотуризма. Здесь довольно много туристических объектов, расположенных на комфортном для велосипедистов расстоянии, хорошая экология и по соседству – Москва. Поэтому необходима разработка туристических маршрутов для однодневных и многодневных поездок, в перспективе не только между Москвой и областью, но еще и, например, в Калужскую область. Соответственно, веломаршруты должны быть цельными, непрерывными на границах регионов. Для этого нужна координация.
Велотуризм – полноценная отрасль экономики в западных странах, например, в Германии. Немецкий опыт хорошо подойдет для Московской области, так как она более-менее похожа на Германию по размерам. В Германии порядка 80 тысяч километров велосипедных дорожек. Конечно, в Московской области никогда не будет такого количества, но если будет хотя бы 1% для начала – 800 километров дорожек, то это уже несколько полноценных туристических веломаршрутов для одно- и многодневных поездок. И это послужит хорошим толчком для развития инфраструктуры.
У Воробьева к 2018 году цель – в 1,5 раза увеличить туристический поток, поэтому я думаю, что наше предложении соответствует его планам. Для этого в городах и усадьбах нужно развивать инфраструктуру, нужны гостиницы, адаптированные под велотематику.
- Это можно сделать с помощью инвесторов?
- Государственно-частное партнерство – хорошее направление, но тут все должно быть очень хорошо с государственной поддержкой, потому что создание велодорожек затратно, и на велопрокате эти деньги не "отобьешь". Можно промежуточные варианты искать.
Велодорожки могут появиться в пешеходных зонах Дмитрова и Коломны>>
- В Москве уже неплохо развит велопрокат. А что можно сделать в Подмосковье, чтобы точек проката стало больше?
- В Москве действует автоматизированная система проката – это велосипеды "Банка Москвы" и "Сбербанка". Пока такая система работает только в Москве и в Казани, скоро запустят такую же в Питере. Системы немного отличаются, но смысл тот же – в одном месте взял, в другом отдал.
В Московской области, в принципе, на некоторых участках также реально запустить автоматизированную систему, в том числе в районе Рублево-Успенского шоссе, где собираются делать велопарк и прокладывать велодорожки за счет инвесторов. Если там вдоль шоссе будет проложена дорожка, длинной хотя бы 14 километров, то автоматизированная система велопроката будет актуальна.
Обычный велопрокат в некоторых городах Московской области в том или ином формате присутствует, но известные нам прокаты являются устаревшими. Велосипеды старые, а сам прокат малофункционален.
Мы считаем, что со временем в Подмосковье возможно появление единой сети велопрокатов, чтобы можно было взять велосипед в одном подмосковном городе и сдать в другом. В принципе, для этого автоматизированная система не нужна. Я думаю, если властям это будет интересно, и они к нам обратятся, то мы можем заняться реализацией проекта.
На базе велопроката необходимо развивать велокультуру – людям, как минимум, нужно объяснять ПДД, а как максимум – создавать сообщество, сообщать вело-новости и организовать мероприятия.
- Давайте начнем информирование жителей прямо сейчас – может быть, у вас планируются какие-то летние мероприятия на территории Подмосковья?
- Мы планируем проведение велопробега в честь 700-летия Сергия Радонежского из Москвы в Сергиев Посад, предположительно с территории ВДНХ. Планируется массовый старт, в котором примут участие 700 человек, до Сергиева Посада поедут около 70 человек – по количеству прожитых Сергием Радонежским лет; у каждого участника на спине будет соответствующий год. Это будет двухдневный велопробег, и участники смогут переночевать в палаточном городке на территории поселка Абрамцево-3. Для них предусмотрена культурная программа, планируется посещение усадьбы Абрамцево. Однако для реализации нам необходима поддержка властей Москвы и Московской области, так как есть ряд открытых вопросов, от которых зависит, состоится велопробег или нет в том виде, в каком мы его планируем.
В сентябре 2013 года в регионе успешно прошла "Неделя экологической мобильности" – были проведены велоуроки, велопробеги. В этом году тоже планируем ее провести. В Общественной палате Московской области прошло заседание по этому мероприятию, состоялась полезная дискуссия. В сентябре 2014 года мероприятия "Недели экологической мобильности" пройдут в разных городах Подмосковья и закончатся Днем отказа от автомобиля. Этот проект реализуется благодаря участию движения "Местные" и ряда велосообществ Московской области.
- А что касается велосипедных экскурсий для всех желающих?
- Этим летом мы планируем проводить различные велоэкскурсии из Москвы в область, например, в усадьбу Абрамцево Сергиево-Посадского района. Уже разработаны предварительные маршруты, но мы хотим эту историю вывести на новый уровень. Речь идет о формировании бюро эко-вело путешествий московского региона, куда входят Москва и область. Эта контора будет комплексно заниматься развитием данной темы.
Туристические поездки по Москве и Подмосковью сейчас проводятся, но они разрозненные. Мы хотим создать единый центр, где была бы вся информация и аккредитованные специалисты "Русвелоса" и от Федерации велоспорта Москвы, которые будут не только заниматься развлекательной частью, но и отвечать за безопасность. Это будет портал с информацией и координатами. Возможно, офис этого бюро откроется в нашем планируемом велопавильоне на ВДНХ.
Новое в Красногорском парке: крытый Летний театр, wi-fi и велотриал>>
- Велотуризм – это хорошо, но ведь в Подмосковье полгода холодно, да и расстояния большие. Сможет ли велосипед составить конкуренцию экскурсиям на автобусе и автомобиле?
- У велосипеда есть ряд преимуществ – например, он может заехать в лес, куда машина не пройдет. В Москве в крупных парках есть парковки и велодорожки, чтобы можно было там бросить машину и продолжить путь на велосипеде.
Считается, что на велосипеде комфортно ездить при температуре до минус 5 градусов; количество дней с температурой ниже минус 5 градусов у нас в совокупности не более 1,5 – 2 месяцев в году. Расстояния действительно большие, но от МКАДа до Красногорска, например, или Мытищ более чем реально доехать, главное, чтобы инфраструктура была.
- А могут ли сами жители повлиять на развитие велоинфраструктуры в их городе?
- Нами был создан "Общественный велоконтроль", эффективный механизм привлечения велоактивистов к развитию инфраструктуры в городе. В качестве примера можно привести Диму Миронова, который стал не только одним из активных участников проекта, но и разработчиком эффективной велотранспортной схемы в своем городе – Сергиевом Посаде. Нам также было бы интересно взаимодействие с другими велоактивистами в других городах Подмосковья.
Если вы хотите что-то сделать в своем городе, самый простой путь – обратиться к нам за помощью, контактная информация есть на сайте "Русвелос". Если у активистов разумная концепция – то есть они не просто возмущаются, но предлагают что-то конструктивное и готовы сами этим заниматься, то мы поможем.
Елизавета Паршукова