Первый учитель из России, попавший в топ-10 педагогов мира

Первый учитель из России, попавший в топ-10 педагогов мира
Люди

Молодой учитель информатики Андрей Сиденко из подмосковных Мытищ попал в топ-10 лучших учителей мира по версии американского сообщества Connect Learning Today, которое занимается мониторингом активности и достижений педагогов из разных стран. «Соседями» по рейтингу Сиденко, который в 2013 году был признан Учителем года в России, являются преподаватели из США и Великобритании. Корреспондент РИАМО встретилась с педагогом, который рассказал, что значит для него вхождение в рейтинг, каково влияние гаджетов на образование современных детей, и чего не хватает российской системе образования.

Один день с самой сильной девочкой в мире. ФОТО>>

Про рейтинг

При составлении рейтинга специалисты Connect Learning Today учитывали количество статей, интервью и ссылок коллег на работы педагога и его высказывания. Андрей Сиденко - первый педагог из России, попавший в этот рейтинг. Это стало для него сюрпризом, признается учитель.

«Помимо цитируемости в интернете, было несколько очных выступлений, где я представлял свой опыт работы, в Испании и во Франции. По всей видимости, это не оставило кого-то равнодушным», - говорит Андрей Григорьевич.

Ему кажется странным, что раньше в этот рейтинг не попадали российские учителя.

«Это странно, потому что есть много талантливых педагогов в России, у которых хочется учиться. Возможно, как-то сказывается связь с информационными технологиями. Хотя попадание в рейтинг никак не зависит от дисциплины, которую учитель преподает», - считает педагог.

Лучший учитель года-2013 из Мытищ о школе и учительском счастье>>

Про интернет-технологии

Со стороны может показаться, что в рейтинг можно попасть благодаря тому, что педагог активно публикуется и широко представлен в Интернете, то есть активно использует современные технологии. Однако Сиденко с этим не согласен.

«Рейтинг поощряет не умение владеть технологиями, а умение их применять для целей, которые стоят выше – для взаимодействия с учениками, организации работы, проектной деятельности, обучению взаимодействия между самими детьми. И моя специализация в данном случае не дает больше шансов на успех», - говорит он.

По его словам, в рейтинге есть учителя географии, биологии, директор школы, методисты.

«Речь идет не о технологии ради технологий, а о том, для чего они используются: если это повышает уровень мотивации к обучению, это уже хорошо. Ключевое слово тут взаимодействие, а не технологии. Некоторые люди считают, что владеть технологией – уже достаточно для успеха, но это не так. Нужно уметь ее применять», - отмечает учитель информатики.

Новые поезда метро могут оснастить розетками для зарядки гаджетов к 2017 г>>

Про гаджеты

Он не согласен с тем, что обилие гаджетов и новых технологий «отупляет», что дети перестают думать.

«Когда я, например, учился в школе, не было такого большого потока информации. Сейчас ее стало намного больше, и дети адаптируются. Клиповое мышление пришло как этап эволюции, потому что людям нужно большее количество информации воспринять за меньшее количество времени. Это общество и среда заставили их так мыслить. Просто они могут оперировать большим количеством информации за меньшее количество времени. У меня отличный пример моих детей, которых я учу. Они читают, если они остаются в классе на перемене. Я поразился – они обсуждают книги, кто какие прочитал», - делится Сиденко.

Учитель года Сергей Ионов: о нормах ГТО и йоге на уроках физкультуры>>

Про ЕГЭ

Преподаватель не разделяет негативного мнения о ЕГЭ как о примитивных тестах, которые «насаждаются» в России по западной кальке.

«Во-первых, ЕГЭ уже давно не обычный тест, и тестовая часть отсутствует во многих предметах. Например, в ЕГЭ по информатике только три задания, которые связаны с тестом, остальные подразумевают ответ - это не западные стандарты. Если во всем мире были приняты определенные стандарты образования (я не говорю, что советская школа плохая), то мы должны из нее взять все хорошее - и выбрать свой путь», - уверен Сиденко.

Вообще, по его мнению, оценка качества образования – это предмет большой дискуссии.

«Есть дисциплины, в которых тесты очень хороши, они позволяют быстро проверить знания, это, в основном, технические науки. Гуманитарные предметы требуют более развернутого ответа, чтобы показать, как ребенок умеет мыслить. Если тест – одна из форм проверки знаний, быстрая, удобная, почему бы ее не использовать! Но надо понимать, что она неприменима к абсолютно всем заданиям, есть навыки, которые нельзя проверить тестом», - объясняет педагог.

Независимую экспертизу ЕГЭ в России впервые проведут в 2015 году>>

Про российское и западное образование

По мнению Сиденко, недостатков в российской системе образования сегодня становится все меньше. «Основным минусом я бы назвал обилие реформ. Хотя новые решения принимаются на основе предыдущих изменений и эффекта от них, мне кажется, нужно остановиться, посмотреть, к чему приводят те или иные реформы», - считает педагог.

«Характерным отличием является то, что у нас преподаватели широкопрофильные, а на Западе – узкоспециализированные, даже в школе. То есть у нас преподаватель литературы, а там, например, преподаватель средневековой литературы и современной литературы – это разные педагоги», - уточняет Сиденко.

Подмосковная династия педагогов: 240 лет трудового стажа>>

Про информатику

«Если говорить об информатике, я бы ввел отдельный предмет - программирование, потому что как на часть информатики на него не хватает времени. Сейчас общество требует от системы образования, чтобы дети владели технологиями, чтобы они комфортно жили в современной среде – и при этом у нас всего один час информатики в неделю» - отмечает учитель.

По его словам, на уроках информатики можно научить детей разным интересным вещам, которые не будут заканчиваться, как только ты выключил компьютер. Например, как сделать автополив домашних растений, устроить так, чтобы включался свет перед приходом домой, и тому подобные вещи. И на это есть запрос общества.

Если раньше информатику вообще не выбирали для сдачи на ЕГЭ, то в последнее время число таких учеников растет, отмечает Андрей Григорьевич.

«У нас в этом году сдают ЕГЭ по информатике семь человек. К сожалению, информатика не всегда нужна для поступления в вуз. В некоторых случаях это неправильно. В вузах считают, что в школе ничему не учат, и они научат детей всему сами, они не доверяют школе. Они ошибаются. Если бы несколько вузов добавили этот предмет, особенно для профессий, связанных с инженерным делом, было бы намного лучше. Они бы повысили качество своих абитуриентов. Это касается машиностроения, компьютерной безопасности, вообще всех областей, которые связаны с математикой, физикой», - считает педагог.

Авторы лучших фотографий с выпускного-2015 в Москве получат гаджеты>>

Про роль учителя

«Учитель всегда должен быть, потому что, во-первых, история человечества показывает, что это нужная профессия, во-вторых, возможно, трансформация будет связана с тем, что учитель будет играть роль, скорее, проводника, чем единственного носителя знаний. Уже сейчас учитель может сказать какой-то факт, допустим, на уроке истории, а любой ученик со своего смартфона может проверить информацию в Интернете, получить дополнительные сведения. Это заставляет учителя подбирать материал таким образом, чтобы он был интересным, точным», - считает Сиденко.

По его мнению, есть предметы, где необходимо, чтобы ребенок самостоятельно исследовал процесс и сам принимал решения на основе того, что он изучает. А есть предметы, где нужна помощь учителя, чтобы ребенок продвигался дальше.

«Я склоняюсь к подходу, когда знания, которые необходимы ребенку, он добывает самостоятельно. Я уже давно отошел от пошаговых инструкций. Я считаю, что учитель должен создать условия, чтобы ученик мог применять свои навыки. Задать проект, который нужно сделать и получить результат, сделать самостоятельные выводы. Если ученик пройдет через этот процесс, он научится находить ответы сам, а не ждать очередной инструкции», - рассказывает учитель.

«Яндекс» узнал, что пользователи интернета хотят сделать за несколько минут>>

Про творчество

Программа - одна, но подавать ее можно по-разному, считает он.

«Простора для творчества много, если не замыкаться на шаблонах. Я стараюсь, чтобы дети взаимодействовали друг с другом. Могу дать им задание и сопровождать их в процессе их проекта. Чтобы они доходили до результата вдвоем или в группе, чтобы более сильный помогал более слабому. Не потому, что мне нет дела до них. Но мне кажется, в этом заключается особенность обучения. Хорошо, когда дети на уроках формируют свою команду, коллектив», - говорит Сиденко.

Про Подмосковье

Несмотря на мировое признание, Андрей Сиденко не собирается уходить из подмосковной школы.

«Мне нравится коллектив, директор. У нас много молодых учителей, хорошие отношения между всеми. Нравится регион - Подмосковье, именно этот район - я здесь родился», - признается учитель.

Про мотивацию к работе

«Я знаю, что дети приходят на урок и не знают чего-то, а уходят – и у них что-то в голове есть – навыки, знания. Для меня это самая лучшая мотивация. Возможно, это будет звучать пафосно, но мне нравится таким образом приносить пользу обществу», - признается учитель.

Иванна Боровец