Машиностроитель из Серпухова: у каждой детали — своя история

Машиностроитель из Серпухова: у каждой детали — своя история
Люди

Российские машиностроители отмечают свой профессиональный праздник в последнее воскресенье сентября. Вячеслав Журавлев — работник завода «Металлист» в Серпухове, который производит детали для стратегически важных отраслей промышленности, рассказал корреспонденту Серпуховского информагентства об освоении уникальных технологий производства и достоинствах современных станков.

Подмосковный лесничий: об энергии леса и встрече с дикими зверями>>

Космос, оборона, атомная энергетика

«Металлист» — одно из старейших предприятий машиностроения в Подмосковье, он был создан в 1943 году для решения задач по обеспечению фронта. Сначала это были электрические машины малой мощности, в 60-е годы завод освоил производство гироскопических приборов, а в 70-е инженеры КБ завода разработали прибор для космической программы. На МКС и сейчас работают механизмы, изготовленные на серпуховском заводе.

Сегодня «Металлист» находится в завершающей стадии технического перевооружения в рамках федеральной целевой программы «Развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса». Перед предприятием стоит сложнейшая задача — освоить серийное производство лазерных гироскопов и кварцевых акселерометров для комплектования навигационных систем. Потребность в таких устройствах в России сегодня огромная. И не только для оснащения систем вооружений. Авиация, космос, атомная энергетика — далеко не полный перечень отраслей, где нужны изделия «Металлиста».

Морской нефтяник: про экстрим в Заполярье и как видеть сквозь землю>>

Хитроумная электроника, точнейшая механика

Сегодня на предприятии работает самая большая в Московской области организация «Союза машиностроителей России». Только в составе молодежного крыла организации — более 200 человек.

Вячеслав Журавлев пришел на завод после службы в армии. В институте он получил специализацию по автоматизации инженерных процессов и производств. Однако найти работу в Серпухове было непросто. В промышленности была стагнация, и многие городские предприятия испытывали большие трудности, приходилось сокращать персонал, зарплату предлагали небольшую.

«С заводом „Металлист“ мне здорово повезло. Такое оборудование, как здесь, даже и в Москве далеко не на каждом предприятии найдешь», — говорит Вячеслав.

Обрабатывающий центр MAZAK японского производства, который обслуживает Журавлев, завод «Металлист» приобрел перед самым его приходом.

«Современное, сложнейшее оборудование! Семи-координатный станок позволяет изготовить деталь, имеющую несколько десятков отверстий, проточек, резьбу и так далее. Хитроумная электроника, точнейшая механика,- все требует серьезных знаний и умений», — рассказывает Вячеслав.

В первое время работы в цехе нужно было многому учиться. Его наставником стал оператор станка Алексей Краснощеков. Сегодня они работают на равных. Журавлев, по его словам, изучил «тонны» документации — семь фолиантов. В них — вся подноготная.

Но на этом Вячеслав не останавливается. Обрабатывающий центр загружен в две смены. «Портфель заказов» «Металлиста» заполнен на несколько лет вперед. Нужно осваивать производство все новых и новых деталей. А с каждой новой деталью начинается своя история со своими тонкостями.

На самом деле, название «оператор станка с числовым программным управлением (ЧПУ)» не раскрывает полностью сути того, что делают Вячеслав и Алексей. Технолог разрабатывает процесс, информатик создает программу, по которой обрабатывающий центр будет работать, изготавливая деталь. Может показаться, что оператору остается только подготовить станок к работе и время от времени отслеживать процесс.

Однако это не так: чтобы получился нужный результат — деталь, отвечающая требованиям чертежа, каждый шаг выверяется именно оператором. Кроме того, Вячеслав взаимодействует с инженером на этапе создания программы, потому что никто лучше, чем он, не знает «повадки» станка и может помочь учесть их.

Испытатель атомной бомбы в СССР: о первом взрыве и последствиях облучения>>

Большие надежды

«У Вячеслава аналитический склад ума и большой потенциал к развитию, поэтому мы возлагаем на него серьезные надежды», — отмечает начальник цеха точной механики, где Журавлев работает оператором, Александр Иванов.

В рамках федеральной программы на завод осваиваются высокопроизводительные комплексы и приобретаются новые. Совсем скоро в цех точной механики прибудет современное оборудование, еще более совершенное, ведь разработчики не стоят на месте, применяя в новых моделях технические достижения последнего времени.

Для машиностроителя Вячеслава Журавлева это — только одна из ступеней в овладении профессией. На очереди новые, еще более сложные станки. Значит, снова предстоит штудировать тома с инструкциями и схемами, изучать устройство нового станка.

Машинист Александр Лазарев: о характере электричек и пассажиров>>

Надежда Сергеева