Лучший учитель России: «Выбор профессии был для меня предопределен»
МОСКВА, 9 окт - РИА Новости. На минувшей неделе завершился всероссийский конкурс «Учитель года», лучшим педагогом России признан Андрей Сиденко, 28-летний преподаватель информатики из школы №29 Мытищинского района Подмосковья. О впечатлениях от конкурса, о своих учениках и о том, почему он выбрал непростую работу учителя, Андрей Сиденко рассказал корреспонденту РИА Новости.
Второй год подряд лучшим учителем России становится учитель из Подмосковья>>
-Андрей, что для вас значит победа?
-В первую очередь, для меня это ответственность. Теперь я своими действиями должен доказывать каждый день, что достоин этого звания. Мне будет необходимо транслировать мой опыт: посещать регионы, проводить мастер-классы, открытые уроки в течение долгого времени.
-Так положено по условиям конкурса?
-Нет, это не требование конкурса, это опыт предыдущих победителей, их добрая воля. Но мне это интересно, я и без статусов и званий ездил смотреть, как строится образовательный процесс не только в московском, но и в других регионах.
-Насколько Вам легко или тяжело было пройти конкурс?
Конечно, тяжело. Сложно не потому, что не обладаешь какой-то компетенцией, определенными знаниями. Сложно потому что тот стресс, напряжение, в которое попадает участник, сказывается. Конкурс – это возможность не только показать профессиональное мастерство, но и продемонстрировать то, как человек может справиться с такими экстремальными условиями под прицелом видео- и фотокамер.
Что я вынес из этого конкурса – так это то, что профессия педагога строится на непрерывном взаимодействии. Это проявилось и во время конкурса, проявлялось и в повседневной жизни педагога: невозможно представить, что учитель в рамках школы работает с учеником один на один. В рамках образовательного процесса это еще и взаимодействие с другими учителями, родителями, информационной средой, СМИ.
-В прошлом году лучшим учителем России также стал педагог из Подмосковья. Как думаете, почему наш регион побеждает второй раз подряд? Ведь есть традиционные сильные конкуренты – Москва, Санкт-Петербург.
Конечно, во многом это связано с политикой руководства региона – оно уделяет пристальное внимание сфере образования. В школы поставляют технику, увеличили зарплату, есть живая заинтересованность услышать учителя у главы региона. На мой взгляд, это очень важно для учителя.
Лауреат конкурса "Учитель России" на год станет общественным советником главы Минобрнауки>>
-Это стимулирует Вас быть более активным?
-Да! Учителя участвуют в педагогической ассамблее, коллегии министерства образования, а также в семинарах и конференциях, к которым есть интерес. К тому же есть поддержка коллег. У нас в регионе очень хороший клуб педагогов, в него входят все финалисты и абсолютные победители регионального этапа конкурса "Педагог года".
Наши встречи стали носить более регулярный характер, мы обсуждаем планы, методики, предметные вопросы. Я согласен с одним из моих коллег, который говорит, что до многих истин каждый специалист может дойти сам, вопрос, насколько быстро он это сделает. Конечно, работа в коллективе поможет сократить дистанцию.
-Расскажите, как Вы пришли в профессию. Почему информатика и при этом – учительство? Почему не стали, например, программистом? Ведь зарплата в этой профессии явно выше.
-Мой выбор был предопределен: я из педагогической династии, с детства меня окружали люди из школьной среды, это не могло не сказаться. Со специализацией тоже не возникло вопроса: я с детства увлекался компьютерами и всем, что с ними связано.
На мой взгляд, человек должен выбирать профессию исходя из того, что ему больше всего нравится делать. Ведь если исходить из материальной составляющей, то человека в профессии может хватить ненадолго. Важно, чтобы ты получал удовольствие от того, что ты делаешь.
Есть вещи, которые не купишь за деньги. Например, служение своему государству. Кому-то эти слова покажутся громкими (наверное, тем, у кого нет такого опыта), но это действительно так.
Если вы можете работать на благо общества, воспитывать в детях прекрасное, делать их умными, грамотными людьми будущего общества – почему этого не делать? Почему я должен ставить во главу угла личную выгоду, если потом из этого же общества будут выходить люди, которые будут формировать правительство (я не говорю, что конкретно мои дети, но в целом те, кого мы учим сейчас). И то, насколько мы вкладываемся в этот процесс, он соответственно отразится потом на всех.
-Хороший учитель – какой он, по-вашему?
-Это учитель, который умеет заинтересовать ученика. Добрый, отзывчивый, хорошо знающий свой предмет, умеющий взаимодействовать как с учениками, так и с учителями других предметов; который хочет постоянно учиться или хотя бы читать книги.
-Каковы сегодня главные проблемы учителя? В России и Подмосковье?
-Основная проблема - отсутствие полноценной преддипломной практики учителей. Молодым педагогам вначале тяжело работать в школе: большая разница между тем, чему учат в институте, и тем, в какую среду попадает молодой педагог в реальной работе. Для педагогов нужна интернатура: чтобы последний год они не просто практиковались, а официально работали, получая зарплату.
Вторая проблема - излишняя административная отчетность. Освободившееся время можно было бы направить непосредственно на учебный процесс, работу с учениками.
-А есть особые проблемы, характерные для региона?
-Да нет, наоборот. Взаимодействие с властями даже помогает. Причем именно во время урока, учебного процесса мне ничего не мешает. А после уроков мешает названная мной большая административная нагрузка, отчетность.
Воробьев вручил лучшему учителю России ключи от квартиры>>
-Какие у вас отношения с детьми? Скорее дружеские (в силу возраста) или все-таки наставнические?
-Что касается моего предмета, наши отношения скорее похожи на коллегиально-уважительные, как в научной среде, я ко всем ученикам обращаюсь на «Вы». Не нужно путать понятия наставника и учителя. Наставник – это, скорее, тьютор, который всю информацию не сообщает, а лишь показывает, где она может найтись. Учитель выступает в роли носителя знаний, хотя и не будучи их единственным источником. Учителя являются теми, у кого можно спросить все, что угодно. На любые вопросы учитель должен отвечать, иначе ученик спросит кого-нибудь еще. Может, и интернет.
Моя задача как педагога – формировать не только технологические компетенции учеников, но и культуру как таковую, умение работать с информацией, выделять главное, а не просто ее искать.
-Как вы вообще оцениваете современных учеников, как находите с ними общий язык? Они другие? От многих слышишь, что дети стали меньше читать. Нет у вас с подопечными культурного разрыва, о котором говорят многие?
-Проблема подхода к "современному" ученику была и в начале XX века, и в середине, есть и сейчас, в начале XXI. На мой взгляд, сами дети не становятся хуже. Просто общество меняется. Мы никогда не будем жить так, как раньше. Я бы поставил под вопрос само понятие – современные дети. Разве есть несовременные? Дети таковы, каково все общество. Меньше стали читать не потому, что пропал интерес к информации. Появились другие формы информации, которые также могут восприниматься. Как к этому относиться? Узнаем через пару десятков лет.
Говорят, что урок сам может измениться. И я не против. Например, можно провести урок в зимнем саду, на улице, а не в классе. Есть парковые уроки, музейный – это целое направление.
Все эти трансформации - порождение запросов общества. Если человеку приятнее сидеть у телевизора – то бог ему судья. Учитель, конечно, должен влиять на это, но может сделать это только косвенно.
Учитель, я бы сказал, профессия дальнего действия. Его задача – сформировать интерес к поиску информации. Он формирует не просто умение потреблять информацию, а умение учиться и после школы, вне учебного заведения.
Но сейчас, к сожалению, образование не модно. Есть тенденция: из торговых центров исчезают книжные магазины. Пропадает спрос на книги, чтение, потому что люди заменяют более простыми формами желание развиваться.
-А как вы оцениваете современную систему российского образования в целом и в Подмосковье в частности? Хочется что-то изменить? Ведь теперь вы станете советником замминистра образования РФ.
-Что касается системы в целом, то я бы уделил большее внимание налаживанию связи школа – университет. Причем не формальным, не просто педагогическим. Есть такой проект "университетские субботы": преподаватели вузов читают открытые лекции. Так было раньше – мы возвращаемся, наверное, на век назад. Были открытые лекции по актуальным вопросам современности, и они пользовались успехом. Это популяризация знаний, образования. Это также нужно для будущей профориентации и знакомством с центрами науки.
При этом у нас все идут в высшее образование, несмотря на нехватку людей рабочих специальностей. Но я это не осуждаю, наоборот, поддерживаю. Считаю, что главной целью обучения должно быть высшее образование. Но оно не должно быть самоцелью, «для корочки».
Образование - это не образованность, эти понятия сейчас многие путают. Можно получить диплом (даже нелегально) – но так не станешь образованным человеком!
-Что думаете о ЕГЭ? Вы за или против? Многие обвиняют систему ЕГЭ в том, что из-за нее дети стали менее образованными.
-В том, что падает уровень подготовки учащихся, винить только ЕГЭ нельзя. Я не вижу ничего плохого в самой идее такого экзамена. Есть и преимущества, которые она дает: прозрачность результатов и конкурса, возможность проходить испытания один раз, равный доступ к вузам детей из всех регионов. Но есть вопросы к нюансам этого экзамена, к форме его проведения – она требует совершенствования, и об этом говорят те скандалы, которые происходят во время сдачи экзаменов.
-Что делать?
-Нужно активнее привлекать учителей, причем из всех регионов, к совершенствованию формы ЕГЭ. Но тут тоже много вопросов: каким образом это делать, как эта работа может оплачиваться? Также, возможно, стоит отслеживать тех студентов, кто поступил с высокими баллами, а первую, вторую сессии «завалил». Вообще сейчас общая проблема в том, что дети привыкают работать по системе "сдал и забыл". Раньше говорили – не "сдавать", а "держать" экзамен, то есть показывать реальные, стабильные навыки в предмете.
-Каковы ваши профессиональные планы?
Защитить диссертацию. Обучение в аспирантуре окончил, диссертация написана, но не защищена. Менять специализацию не собираюсь – хочу остаться работать в школе.
Иванна БОРОВЕЦ