Исполнительный директор ОАО «ЦППК»: «В ближайшие три года закупим более 100 новых поездов»
Компания активно готовится к увеличению пассажиропотока в период проведения ЧМ по футболу 2018, и главная задача – чтобы пассажиры в любое время чувствовали себя в электричках комфортно и безопасно. Исполнительный директор ОАО «Центральная ППК» Максим Дьяконов в интервью РИАМО рассказал о том, как в Подмосковье проходит эксперимент с теплыми платформами, внедряются новые сервисы для туристов и какие нововведения сейчас наиболее актуальны для пассажиров.
Максим Юрьевич, как ЦППК готовится к Чемпионату мира по футболу 2018?
Если говорить об обеспечении безопасности, то во время проведения Кубка конфедераций в 2017 году мы выработали схему, которую и будем использовать этим летом, только в усиленном варианте. Основной упор сделаем на транспортной безопасности, сопровождении в поездах. Проверки и усиленный режим работы касается не только нас, но и всей транспортной системы городов, где пройдут матчи чемпионата мира по футболу, Москвы и Московской области в том числе.
У нас есть разработанный план. Вместе с Правительством Москвы, Правительством Московской области и соответствующими ведомствами этот план утверждается и реализуется. Надеемся, данные меры будут незаметными для пассажиров, которых становится значительно больше во время проведения массовых спортивных мероприятий международного уровня.
Так, в прошлом году пассажиропоток туристов на наших маршрутах составил более 13 тысяч человек, прирост относительно 2016 года − 88%. Во время Чемпионата мира по футболу на пригородных маршрутах ожидается значительное количество болельщиков и гостей. При том, что основная масса болельщиков будет передвигаться на метро, мы рассчитываем, что дополнительно перевезем порядка 120 тысяч человек. И мы понимаем: значительная часть – это иностранные туристы, что требует адаптации инфраструктуры. Например, во время Кубка конфедераций в экспрессах на Рижском направлении, где располагается стадион «Спартак», названия станций в поездах дублировались на английском языке.
Сейчас работа по подготовке уже ведется. На основных пассажирообразующих станциях и находящихся рядом со стадионами туристическая навигация будет звучать на английском. Наша задача состоит в том, чтобы гости чемпионата стремились посетить красивые места Подмосковья. Для этого мы, в частности, меняем аудиогиды. Люди без знания русского языка, следуя по маршруту в Дмитров, например, смогут послушать информацию о том, чем славится этот древний русский город.
Упростится ли система оплаты проезда в период ЧМ 2018?
Есть программа Правительства РФ и FIFA, где участвует Правительство Москвы, Санкт-Петербурга и, соответственно, городов, где будут проходить матчи. Этой программы мы и будем придерживаться. Если вы болельщик и направляетесь на стадион, то в этот день для вас проезд бесплатный независимо от того, каким видом транспорта вы едете. Волонтеры, специальные делегации – для них в установленные дни проезд также бесплатный. Что касается системы продажи билетов, то мы ее развиваем в соответствии с требованиями времени.
Расскажите, как развивается туристическое направление компании? Есть ли новые идеи в рамках подготовки к ЧМ-2018?
У нас достаточно большое количество туристических маршрутов (http://travel.central-ppk.ru/). Мы постоянно что-то добавляем, разрабатываем, исходя из того, будет это интересно пассажиру или нет. К нам часто обращаются подмосковные музеи и из сопредельных областей, и мы вместе с ними прорабатываем программы, адаптируем их под наше расписание и график движения электропоездов.
На данный момент мы разработали и запустили 27 аудиогидов, которыми пассажиры могут пользоваться бесплатно. Большинство из них были выпущены на русском языке, поскольку рассчитаны на внутренний туризм: нужно показать москвичам и гостям столицы красоты Подмосковья и ближайших областей.
В их числе: «Велокульттур. Дмитров», говорящие экспрессы «Люберцы – Шатура», «Москва – Голицыно», «Москва – Калуга», «Прогулка по Дмитрову с Ольгой Яковиной», «Прогулка по Новому Иерусалиму с Дмитрием Ивановым».
В этом году также будут запущены новые рассказы: маршруты с аудиогидами по Коломне, Дмитрову, Владимиру, Звенигороду, Александрову, Гжели – Шатуре, Туле, Можайску, Голицыну – Малым Вяземам, Новому Иерусалиму.
Среди уже ставших популярными можно отметить аудиогиды «Москва – Дмитров», «Москва – Новый Иерусалим», «Москва – Переделкино» и «Москва – Рязань». Они охватывают 359 достопримечательностей, включая железнодорожные станции.
Конечно, к ЧМ мы выпустим дополнительные аудиогиды на английском и оставим их для дальнейшего пользования пассажиров. Однако еще раз подчеркну, что основной упор у нас на соотечественников.
Активно ли пассажиры пользуются мобильным приложением?
Порядка 13 тысяч человек уже активно используют наше приложение. В конце прошлого года мы внедрили в мобильном приложении онлайн-расписание. Теперь можно отследить движение конкретной электрички постанционно и узнать, идет она с опережением графика или опозданием. Я считаю, что это топовый продукт, и я им горжусь.
Кроме того, в течение этого полугодия мы загрузим возможность приобретения билета. Эту функцию начнем тестировать на Павелецком направлении на тех станциях, где есть турникеты, так как по сути мы отходим от логики бумажного билета в логику билета, оплаченного с помощью мобильного телефона на турникете. Распространять эту систему будем и на других станциях в ближайшее время. Наша цель – обеспечить пассажиру возможность приобретения билета онлайн, минуя традиционные каналы продаж, а также решить большое количество ситуаций и вопросов, связанных с тем, что кассы могут быть не оборудованы для приема платежных карт и т. д.
В довершение всего, наши специалисты сейчас работают над тем, чтобы вскоре была доступна опция показа номера платформы. И возможность получения push-уведомлений посредством смс, чтобы у пассажира появилась информация, что поезд приходит на ту платформу, на которую ранее не приходил. Очень просим пользователей поддерживать обратную связь, чтобы мы могли сделать приложение максимально удобным.
Также думаем и над тем, чтобы создать систему лояльности, но это станет реальностью не раньше 2019 года. Все-таки в первую очередь пассажиру важно, чтобы поезд был комфортным, чистым, новым и прибывал без опозданий, а платформа – удобной.
Запланирован ли ремонт станций и платформ в 2018 году, какие работы планируется выполнить?
Мы заключили с Москвой и Московской областью 15-летний договор, где определены стандарты для платформ по категориям. Принадлежность к определенной категории зависит от того, сколько пассажиров проходит через ту или иную платформу ежедневно. Работы проводятся либо в рамках программы по модернизации и реконструкции, либо в части капитального и усиленно-текущего ремонта.
Программа по модернизации и реконструкции платформ рассчитана до 2024 года, в нее заложено 8,9 миллиардов рублей.
В этом году планируем модернизировать 9 платформ на 5 станциях и остановочных пунктах: платформы № 1 и 2 на «Чкаловской», платформу № 1 на «Трикотажной», платформы № 1 и 2 на станции «Виноградово», платформы № 1 и 2 остановочных пунктов «Малиновка» и «Валентиновка». Мы установим 317 навесов на 189 станциях и остановочных пунктах, оснастим охранно-пожарной сигнализацией 3 вокзала (Льгов, Царицыно, Каланчевская), модернизируем систему отопления станции «Тула-Вяземская», завершим строительно-монтажные работы по реконструкции станции «Сасово». Помимо этих работ, будет выполнена установка туалетных модулей на 12 станциях и остановочных пунктах.
Если говорить о капитальном ремонте, то в прошлом году в Московской области мы сделали 44 платформы: заменили основание, поверхность, навесы, установили новые погодные модули. В этом году в пределах Москвы капитально отремонтируем 15 платформ на 10 станциях: «Ожигово», платформу № 1 станции «Москва-Сортировочная-Киевская», «Матвеевская», «Очаково», «Бекасово-1», «Перерва», «Москва-Товарная-Курская», платформу № 2 станции «Бирюлево-Пассажирское», «Чертаново», «Тушино». Также запланирована модернизация платформы № 1 станции «Трикотажная».
В рамках ремонтных работ планируется заменить конструктивную часть платформ, отремонтировать или заменить их покрытие, лестничные сходы, режимные ограждения. Заменяются малые архитектурные формы, обновляются фасады билетных касс, павильонов АСОКУПЭ, пригородных павильонов, зданий вокзалов, заменяются поликарбонатные покрытия навесов. Подлежит замене и кровля билетных касс, павильонов, навесов. Необходимость проведения тех или иных ремонтных работ для каждой станции рассматривается индивидуально.
Как будут выглядеть новые платформы на МЦД?
Работа на Московских центральных диаметрах входит в отдельную программу. Все остановочные пункты будут оформлены в едином стиле. Детали проговариваются сейчас с Москвой и Московской областью. Основная задача – на платформах пассажироемких станций сделать навесы по всей поверхности, а также установить лавочки, урны, стенды информирования и табло. Вид платформ будет зависеть от пассажиропотока.
Правда ли, что прорабатывается возможность появления теплых платформ?
Есть такая идея, но пока мы это делаем лишь на станции «Тушинская» в форме эксперимента, который продлится до следующего года. Хотим посмотреть, насколько это будет эффективно и целесообразно зимой, при перепадах температуры через ноль и частом образовании ледяной корки. Ведь использование соли на платформах запрещено, их можно только посыпать песком. Теплые платформы используются за рубежом, например, в Голландии, но они довольно затратные.
Планируется ли запустить двухэтажные составы на междугородных направлениях?
В контексте двухэтажных поездов нужно учитывать два момента: есть ли ограничения с точки зрения высоты и возможен ли ускоренный пассажирообмен − люди должны иметь возможность быстро входить и выходить. Сейчас мы оцениваем такую целесообразность на наших маршрутах, но отмечу, что двухэтажные поезда не являются приоритетом для нас на ближайшее время. В большей степени нам требуются поезда, которые можно быстро сцепить и расцепить, чтобы использовать подвижной состав максимально эффективно.
На каких направлениях планируется пустить новые поезда?
В Московском транспортном узле мы используем порядка 400 поездов, из них 150 – довольно старые, с датой производства до 2000-х годов. Мы постараемся максимально быстро заменить старый подвижной состав − в ближайшие три года планируем закупить порядка 100 новых поездов.
Собственных поездов у нас сейчас 86. В 2018 году планируем обновить 20 поездов, их поставки начнутся уже в конце февраля. Новый подвижной состав пойдет в первую очередь на Рижское, Курское, Киевское направления, а затем на Белорусское и Савеловское. Кроме того, сейчас проводится конкурс на 23 поезда, которые пойдут по Московскому центральному диаметру.
До 2030 года планируется заменить уже 60−70% подвижного состава.
Есть ли видеокамеры в новых поездах?
Во всех новых поездах камер столько, что можно удивиться. Они установлены в тамбурах, салонах, даже на крыше. Это требование транспортной безопасности. Камеры помогают разобраться при совершении пассажирами противоправных действий, возникновении конфликтов. Причем все новые поезда оснащены камерами видеонаблюдения с круглосуточной записью. Старые поезда, в которых нет видеокамер, подлежат замене в ближайшие 5 − 7 лет.
Почувствуют ли пассажиры какие-то изменения после того, как ОАО «Центральная ППК» приватизирует 25% акций, принадлежащих региону?
Для пассажиров ничего не изменится. Наша компания – это социально ответственный бизнес, изменения в структуре акционеров не влияют на ее операционную деятельность. Любой новый акционер, который приходит в компанию, понимает ту ответственность, которая возложена на компанию в части перевозки пассажиров.