«Тюлени», заложники торговли и «мертвая» ветка: пассажиры о Казанском направлении МЖД
Казанское направление – одно из самых загруженных на МЖД и давно «славится» зловонными электричками, цыганами и торговцами. Ежедневно с Казанского вокзала уходит около 150 электричек и 100 поездов дальнего следования. Казанский вокзал – знаменитое творение архитектора Щусева – один из самых крупных в Европе и обслуживает сразу три направления – отсюда можно уехать в Люберцы, Коломну, Рязань, Луховицы, Шатуру, и дальше – в Адлер, Казань, Челябинск. Корреспондент РИАМО поговорила с постоянными пассажирами и узнала, чем Казанское направление отличается от других, кто такие «тюлени», и кто ждет открытия «мертвой» ветки.
Тревожный вокзал
Алина, студентка, 21 год:
Я часто езжу в Москву из Шатуры. Казанский вокзал – очень неспокойный. Стоит только выйти из вагона, как ощущаешь эту атмосферу. Вокзал всегда находится в движении, здесь очень много иностранных граждан, приехавших на подработку в Москву. Кстати, они неплохо обустроились на вокзале.
Спускаясь в метро, тоже ощущаешь тревогу: попрошайки, цыгане, да кто угодно вполне может украсть сумку, документы, кошелек. Но если ты потерялся, на вокзале всегда найдутся люди, готовые помочь.
За последние 5-10 лет на вокзале мало что изменилось. Но если сравнивать, например, с Курским вокзалом, то по мне Казанский лучше. Он хотя бы может похвастаться свой архитектурой, и более живой, чем Белорусский или Павелецкий».
Купить «хоть маму родную» и ругаться с охранниками: пассажиры о Курском направлении МЖД>>
Спящие «тюлени» и вонючие электрички
Арсений, 24 года, школьный учитель:
На электричках я езжу уже лет восемь, со времен студенчества, так что могу назвать себя ветераном электричек. Ездил я на разных направлениях. На Казанском направлении меня в первую очередь поразил простор в тамбурах! На Ленинградском направлении, например, тамбуры гораздо меньше. Наверное, такие большие тамбуры удобны курильщикам и тусовщикам, а еще дачников, которые активно ездят по этому направлению, нагруженные сумками и дачным инвентарем.
Никакой романтики в электричках для меня нет. Входишь в вагон – а там мужики, как тюлени, лежат и спят, нагло и вальяжно. Разлягутся и не обращают ни на кого внимания, это просто поражает! Такого количества «вахтовиков» я не видел ни на одном направлении.
В вагоне может быть семь-десять таких тюленей, в зависимости от времени суток. Но в любое время один точно будет лежать!
В последнее время я стал ездить на «Ласточке», и меня этот вид электричек полностью устраивает. Обычные электрички абсолютно отвратительны! Это убогий, старый и несовременный вид транспорта. На Казанском направлении они еще и очень вонючие, хотя еще более вонючие электрички – на Горьковском направлении».
«Электричка назад в 90‑е»: Савеловское направление МЖД глазами пассажиров>>
Шалман-базар и печки «замерзайки»
Наталья, 35 лет, журналист:
«В моем личном рейтинге самых дискомфортных направлений МЖД Казанское, пожалуй, на первом месте. И дело даже не в старых, пропахших временем электричках, а в платформах и тем, что творится вокруг них.
На Казанском направлении расположены две мои самые нелюбимые станции – «Люберцы-1» и «Выхино». Платформа «Люберцы-1» давным-давно не справляется с тем потоком людей, которые пытаются с нее уехать, особенно утром и вечером.
Но больше всего меня возмущает дешевый шалман-базар у станции, который был здесь и 20, и 30 лет назад.
Возможно, с годами он стал более цивилизованным, но от этого не легче.
Станция «Люберцы» просто стала заложником торговли – пробираясь свозь лабиринты развалов, иной раз с трудом находишь кассовый павильон и выход к электропоездам. К станции примыкает большой разудалый сельхозрынок, ТЦ с дешевыми одежками с «Садовода» и туча маленьких ларьков, которые разворачивают свои прилавки с некачественным товаром и аляпистыми халатами на полтротуара.
Мало-мальски приличного перекуса у станции не найдешь – одни вечное пережаренные беляши, чебуреки и шаурма.
На станции «Выхино», которая тоже всегда была и будет перегруженным пересадочным узлом, хотя бы разогнали всю незаконную торговлю вокруг. Приезжая на «Выхино» и глядя на расчищенную площадь, уже как-то дышится легче».
Пассажиры о Белорусском направлении МЖД: wi‑fi, туалеты на щеколде и терпеливые курильщики>>
Юлия, 22 года, студентка:
«На электричке из Раменского до Москвы мне приходится ездить пять дней в неделю. В основном здесь ходят старые электрички, но изредка везет, и попадаешь на какие-то усовершенствованные модели. Иногда приходится ездить на новых экспрессах, но каждый день так шиковать студентам не по карману.
В обычных электричках много грязи, особенно грязные сиденья, которые имеют специфический запах.
Там часто спят бомжи. Иногда попадаются пассажиры в алкогольном опьянении и люди, играющие на задних сиденьях в шашки и карты. Контролеры заходят редко.
В обычных электричках кондиционеров, понятное дело, нет. В жару спасают окна – их можно открыть и наслаждаться летним ветерком. Зимой в электричках работают печки, причем иногда бывает ну очень жарко. А бывало и так, что зимой я попадала в плохо отапливаемый вагон и до своей станции доезжала в состоянии «замерзшей сосульки».
В экспрессах в этом плане все цивильно – нет специфических запахов, нет стихийной торговли, все чисто и спокойно».
«Москва – Петушки» 2019: в подмосковной электричке по следам Венички Ерофеева>>
Драки с контролерами и легендарные «Панки»
Алина, 21 год, студентка:
«Контролеры в целом доброжелательные, но бывают казусы и конфликты. В соцсетях выкладывают видео, как контролеры на нашем направлении оскорбляют пассажиров и даже доходят до рукоприкладства. Вообще, ситуация всегда спорная, и не скажу, что всегда в этом виноват контролер. Неоднократно наблюдала хамское отношение со стороны самих пассажиров. Причем хамят не только подростки, но и люди старшего возраста.
Пассажирский состав очень пестрый. Утром и поздним вечером в основном ездят работающие люди, в обед – пенсионеры.
Самая веселая дорога – вечерними электричками из Москвы. Это любимое время для «аниматоров» – певцов, поэтов, попрошаек и продавцов.
Чаще всего продают журналы, газеты, книги, брелоки, обложки для паспорта/удостоверения/студенческого, футболки и носки. Очень хороший спрос на детские игрушки, и выступления продавцов игрушек обычно самые эффектные. Игрушкой можно куда-то запульнуть на потеху публике, и тем самым привлечь внимание всего вагона и высокий спрос».
Рижское направление МЖД глазами пассажиров: попутчики с котлетами и самый тихий вокзал>>
Михаил, 60 лет, инженер:
«Я живу в Дзержинском и прекрасно помню те времена, когда от нашего города ходила электричка до станции Панки Казанского направления МЖД. Мой институт находился в 10 минутах от Казанского вокзала, поэтому мне было очень удобно добираться. По этой ветке ходили составы с четырьмя вагонами, проезжая несколько станций с удивительными названиями – «Яничкино», «Мальчики» и «Панки» (ударение на «и»).
Почему станция «Панки» получила такое название, я до сих пор не знаю. Версия всегда была одна – в честь молодежной субкультуры. В 90-е станция «Панки» была чуть ли не частью этой субкультуры.
Но это, конечно, несерьезно. Потому «Панки» были еще тогда, когда настоящие панки даже не родились.
Про станцию «Мальчики» я тоже не нашел ни одной стоящей версии. Есть версия, что ее строили в 30-х годах мальчики-беспризорники из окрестных детдомов – в честь них и назвали. В любом случае, станции «Панки» и «Мальчики» - это местные легенды, которые радовали пассажиров, а поэтов и писателей вдохновляли на творчество.
В 1997 году ветка «Дзержинский» – «Панки», к сожалению, была закрыта. По моему мнению, это произошло из-за того, что муниципальные образования не пришли к согласию по поводу ее обслуживания. Теперь жителям города по пробкам очень тяжело выезжать на работу и учебу в Москву.
Сейчас этот путь заброшен, платформы демонтированы. Но чисто технически восстановить ветку можно, и жители Дзержинского этого очень ждут».
Прыгаю с платформы ради айфона: почему пассажиры подмосковных электричек не платят за проезд>>