Платные дороги в Московском регионе: скорость или новые пробки
Фото - © Александр Манзюк/РИАМО
Москва входит в тройку мировых лидеров по темпам ввода новых дорог. Уступая первенство Пекину, она превосходит Нью-Йорк. Наряду с бесплатными в Подмосковье растет количество платных участков дорог. А к 2022 году в столице завершится строительство первой платной дороги внутри МКАД — дублера Кутузовского проспекта. Каковы итоги ввода коммерческих участков, помогли ли они разгрузить трафик в области и с какими проблемами сталкиваются автомобилисты на платных трассах, выяснял обозреватель РИАМО.
Бешеный трафик
Фото - © Михаил Фомичев/РИА Новости
Дорожная инфраструктура Москвы стремительно развивается. Сегодня столица демонстрирует значительный темп прироста протяженности дорог. Согласно исследованию компании PwC «Динамика градостроительного развития города Москвы относительно других городов мира за 5 лет», за последние восемь лет в Москве было создано 820 километров дорог и более 250 мостов, эстакад и тоннелей. Устранялись «бутылочные горлышки» путем создания дополнительных полос на узких участках, строительства дублеров и оптимизации движения потоков, выравнивания количества полос для движения. В итоге, по данным исследования, протяженность московских дорог за восемь лет увеличилась на 19%.
Стабильно растет и интенсивность движения на платных участках скоростных дорог. По данным пресс-службы ГК «Автодор», с 2016 по 2018 год интенсивность движения выросла на 64%. Трафик рос на платных участках трасс М3 «Украина», М4 «Дон» и М11 «Москва – Санкт-Петербург». Так, если в 2016 году было зарегистрировано 70,3 миллиона проездов, то в 2018-м – уже 110,7 миллиона. Интенсивность выросла на 21,7% только за прошлый год.
Самая востребованная трасса «Автодора» — автомобильная дорога М4 «Дон», примерно 85% всех проезжающих автомобилей приходится на нее.
Самые популярные «платки»
Фото - © Александр Кожохин/Фотобанк МО
Сегодня платные участки расположены на трех магистралях, ведущих в столицу. Один из самых популярных — участок М1, позволяющий либо быстро попасть в Одинцово, либо обогнуть его. Цена за проезд кусается: скоростной проезд для легкого транспорта протяженностью в 8,3 километра займет всего 6 минут, проезд без транспондера в одну сторону составит 200 рублей. Желающим обогнуть город и вырулить сразу на Минское шоссе придется заплатить 350 рублей в дневное время суток.
Платная трасса М4 перераспределяет транспортный поток из Москвы на Воронеж и Ростов-на-Дону. На ней расположены сразу несколько платных участков: с 21-го по 62-й км (стоимость проезда без транспондера в дневное время — 90 рублей), более продолжительный с 21-го по 93-й км (стоимость проезда днем без транспондера — 160 рублей) и участок, захватывающий Подмосковье и Тульскую область с 93-го по 211-й км (210 рублей в дневное время без транспондера).
Больше всего платных участков на трассе М11. Ее оценили жители Зеленограда, Солнечногорска и Клина, ведь она позволяет объехать Ленинградку, которая так часто стоит. Также по М11 можно быстро попасть в аэропорт Шереметьево. Стоимость проезда на ней варьируется от 20 до 740 рублей в зависимости от участка в дневное время по будним дням.
Благодаря открытию в июле этого года нового участка на М11 — с 97-го по 149-й километр, из Москвы в Тверь теперь можно попасть за час с небольшим. Стоимость езды с ветерком — 260 рублей.
Плати и «лети»: чего ждать от новой кольцевой автодороги ЦКАД в Подмосковье>>
Дорогие дороги внутри МКАД
Фото - © Александр Манзюк/РИАМО
К 2022 году в столице появится первый платный участок дороги в пределах МКАД. Протяженность дублера Кутузовского проспекта составит 10,5 километра, а стоимость проезда по нему — около 270 рублей. Дублер Кутузовского станет продолжением северного обхода Одинцово. Он пройдет от Молодогвардейской транспортной развязки на МКАД до «Москвы-Сити» вдоль железнодорожных путей Белорусского направления. Предварительная стоимость строительства дороги составит 40 миллиардов рублей. Ожидаемый трафик на начальном этапе — 47 тысяч автомобилей в сутки.
Будут организованы платные участки и в пределах Центральной кольцевой автомобильной дороги. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже подписал соответствующее распоряжение. В списке — первый, третий и четвертый участки ЦКАД. Пятый участок дороги, пролегающий через Одинцовский, Истринский, Солнечногорский, Наро-Фоминский районы и городской округ Звенигород, оставят бесплатным.
Быстро едешь — долго стоишь
Фото - © Александр Кожохин/Фотобанк МО
Когда девять лет назад в Подмосковье только приступали к строительству и вводу платных автодорог, ожидалось, что их появление поможет сократить пробки на городских улицах. Несмотря на высокие темпы строительства и популярность платных трасс у автомобилистов, на трафике, пробках и аварийности в столице это практически не сказалось. Впрочем, в этом нет ничего удивительно, считает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.
— Безусловно, определенное число паразитных поездок через столицу существует. Это поездки, которые легко отменить, либо использовать другие виды транспорта. Однако, согласно исследованиям, их количество не превышает 10%. Это говорит о том, что ввод платных участков и повышение цен на них не поможет избавиться от автомобильного трафика, потому что он носит естественную природу. Взимание платы имеет очень небольшой диапазон эффективности в борьбе против пробок, — сказал Шкуматов РИАМО.
Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников активно пользуется платным участком дороги на трассе М4 «Дон». Он доволен скоростью на трассе и качеством дорожного покрытия. Не устраивают лишь... пробки на пунктах оплаты.
— Я выбираю платный участок на трассе М4 «Дон», чтобы добраться до дачи, — рассказывает Свешников. — 160 рублей — справедливая цена за комфорт и скорость. Однако по выходным на постах оплаты часто образуются пробки. И в результате все, что ты наверстываешь на высокой скорости, ты там теряешь. Кроме того, на платных участках часто идут ремонты, что-то строится. В результате процесс строительства сокращает полосы движения и затрудняет его. Однажды из-за строительства эстакады я простоял в пробке на платном участке 40 минут! Считаю, что в таких случаях нужно либо снижать стоимость проезда, либо вовсе делать проезд бесплатным.
Скептически относится эксперт и к перспективе введения платных участков внутри МКАД. Он уверен: в Москве будет происходить то же самое — высокая скорость внутри платной дороги и очереди на пунктах пропуска.
Чтобы избежать очередей, пункты оплаты должны работать только с безналичными платежами через транспондер.
— В противном случае на пунктах оплаты водители будут стоять дольше, чем едут по платной дороге, — уверен Свешников.
Диаметры вместо радиусов: как МЦД «сблизят» Москву и Подмосковье>>