Плата за проезд: что ждет нарушителей скоростного режима

Плата за проезд: что ждет нарушителей скоростного режима
Акценты

В МВД поддержали идею снизить нештрафуемый порог превышения скорости. В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях допустимый «люфт» может понизиться с 20 до 10 км/ч. Что принесет москвичам новый скоростной режим в случае его утверждения - безопасность на дороге или дополнительные штрафы, а также какие при этом существуют альтернативные меры наказания, РИАМО выясняло у экспертов.

Скоростная лазейка и новый КоАП

Возможность ездить 60 км/ч вместо положенных 40 и 80 км/ч сегодня закреплена законодательно. Легальное превышение скорости выручает водителей на свободных участках дороги: в случае необходимости можно слегка поднажать без риска быть оштрафованным. Однако вскоре эта скоростная лазейка может уйти в прошлое.

Еще в декабре прошлого года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения поручила МВД и Минтрансу проработать вопрос о введении ответственности за превышение скорости более чем на 10 км/ч. Весной 2019 года эту идею поддержали в ГИБДД.

Тогда глава ведомства Михаил Черников заговорил о необходимости снижения нештрафуемого порога превышения максимальной скорости с 20 до 10 км/ч и отметил, что реализовать это возможно только после полной инспекции всех дорог.

По его данным, при превышении скорости всего на 1 км/ч риск возникновения смертельного ДТП повышается на 3%.

Осенью о поддержке инициативы заявил заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин.

«МВД поддерживает идею снижения порога с 20 до 10 км/ч», - сказал он в эфире «Авторадио».

Эта норма может быть прописана в новом КоАП, который вероятнее всего будет внесен на обсуждение в Госдуму в начале следующего года.

Как избежать штрафов от камер ГИБДД в Московском регионе>>

«Штрафы уже воспринимаются как плата за проезд»

Вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский напоминает, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был утвержден президентом РФ после долгих обсуждений в 2000 году.

«Перед тем как подписать, президент сделал замечания по налоговой, таможенной, экологической главе. А вот по автомобильной замечаний не было. Поэтому хватит кодекс калечить», - призывает он.

Эксперт уверен: уменьшение порога превышения скорости приведет к взяткам, поборам и искусственным конфликтам на дороге.

С ним согласен и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

«Скорость на 10-15 км/час превышает огромное количество водителей. Стоило зазеваться, впереди хорошая, свободная дорога, и вот автомобиль едет не 60, а 75 км/час. Сегодня эти лишние 15 километров не образуют состав нарушения, наказать за них нельзя. Видимо, кто-то из законодателей подумал: сколько денег утекает мимо бюджета!» – объясняет юрист.

По его мнению, к безопасности дорожного движения эти ограничения не имеют отношения.

«Водители будут ездить как ездили. Тем более что у нас штрафы уже давно воспринимаются как плата за проезд», – уверен он.

Это чисто коммерческий проект, направленный на пополнение бюджета, считает Травин.

Как получить разрешение на резидентную парковку в Москве>>

Необоснованные ограничения скорости

По мнению координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, лимит превышения в 20 км/ч в России ввели не от хорошей жизни. Его существование вызвано крайне низким качеством организации дорожного движения.

«Часто на дорогах встречаются совершенно необоснованные ограничения скорости. И защитный интервал до 20 км/ч позволяет эти недостатки компенсировать», - говорит он.

Он приводит в пример альтернативную для трассы М4 дорогу, где на протяжении многих километров имеются жесткие ограничения скорости. «При этом там не наблюдается никаких опасностей, зато стоит огромное количество камер», – подчеркивает он.

Для начала Шкуматов предлагает иначе подойти к организации движения на российских дорогах. По мнению эксперта, проблема не в «плюс 20», а в неадекватных решениях по ограничению скоростного режима и полном отсутствии обратной связи для водителя.

Платные дороги в Московском регионе: скорость или новые пробки>>

Штрафы и альтернативные решения в Европе

Впрочем, в России далеко не самая жесткая политика в дорожном законодательстве.

Так, в Германии помимо штрафа за превышение скорости добавляют штрафные очки. После двух-трех таких «залетов» придется заново сдавать на права, а после 6-7 их отнимут навсегда.

В Австрии штраф за превышение скорости до 20 км/ч выше допустимой составляет 50 евро. Если превысить скорость на 50 км/ч и более, придется отдать уже более 2 тысяч евро.

В городах Бельгии разрешается ездить со скоростью 50 км/ч. За превышение скорости до 10 км/ч выше допустимой выпишут штраф в 50 евро, плюс 10 евро за каждый дополнительный километр. Если же превысить скорость в населенном пункте на 20 км/ч, можно лишиться прав.

В Голландии сумма штрафа достигает 400 евро. Причем допустимая погрешность превышения скорости - всего 3 км/ч. В Испании за превышение до 20 км/ч наказывают сотней евро.

А вот в Эстонии, наоборот, решили ввести альтернативу штрафам за превышение скорости. Для лихачей в этой стране предусмотрели наказание в виде «успокоительной остановки». Если водитель превысил скорость на 20 км/ч, ему придется остановиться и провести на обочине не меньше часа.

Этот эксперимент оценили и российские чиновники. В правительстве нашей страны уже заговорили о возможности внедрения опыта эстонских правоохранителей в сфере наказаний за превышение скорости. Так, например, член комитета по транспорту Сергей Тен предлагает запустить «успокоительные остановки» в качестве эксперимента сразу в нескольких регионах страны.