Переходная революция: вернутся ли в метро торговые палатки
Любимые многими пассажирами ларьки исчезают из переходов московского метро. Горожан встречают лишь печальные ряды обнаженных манекенов, которых еще не успели вывезти торговцы. Подуличные переходы подземки один за другим освобождают от палаток с дешевыми вещами, прессой и всевозможной снедью. Вернется ли торговля в переходы метро и в каком виде, останутся ли в ассортименте доступные товары «народного потребления», выяснял корреспондент РИАМО.
Торговые павильоны появятся на 30 станциях метро Москвы в конце II квартала 2016 г>>
Переходный период
Фото: Николай Корешков, РИАМО
Вслед за освобождением московских улиц от старых объектов нестационарной торговли, власти взялись за наведение порядка в метро. Масштабный проект по реконструкции подуличных переходов и вестибюлей метрополитена реализуется второй год. Власти затеяли «перестройку», чтобы переформатировать существующую инфраструктуру торговых объектов в переходах подземки, которые зачастую имели непрезентабельный вид и создавали неудобство для движения пешеходов.
По информации пресс-службы Московского метрополитена, программа рассчитана на 2014-2016 годы, всего реконструкция затронет более 180 станций метро. Результатом этой работы должно стать создание безопасного и качественного торгового пространства. На смену старым киоскам придут новые торговые павильоны из стеклянных витражей. Современные торговые зоны будут оформлены в едином стандарте.
При этом там, где палатки мешают пассажиропотоку и создают опасность, их уберут вовсе. Как сообщил заместитель мэра Москвы, глава столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов, примерно в 30% реконструируемых переходов торговые точки не вернутся.
«Мы ставим перед собой задачу разместить в вестибюлях дополнительное технологическое оборудование, в связи с этим эта площадь будет освобождаться от объектов торговли», - пояснил первый замглавы столичной подземки Юрий Дегтярев.
По его словам, дополнительное место потребуется для билетных автоматов, а в переходах самых загруженных станций торговлю и вовсе запретят из-за нехватки площадей.
Как модно и дешево одеться в кризис: чарити-шопы и дресс-кроссинг>>
Слоек больше нет
Фото: Николай Корешков, РИАМО
Нововведения вызывают недовольство у народа, и небезосновательно. Спускаясь в метро и собираясь по привычке купить воду или газету люди не обнаруживают любимой палатки на привычном месте. В переходе можно было купить практически все - от зонтика до батона хлеба. Зачастую ларьки в переходах выполняли роль магазинов шаговой доступности, которых не найдешь у метро в ряде спальных районов Москвы.
Кроме ларьков с одеждой и сумками, без которых в принципе можно обойтись, из переходов исчезли мини-аптеки и цветочные магазинчики. А как порой выручали дам палатки с колготками!
Многие горожане лишились возможности не только перекусить набегу, но и обновить гардероб. Так, ларьки в переходах были хорошей возможностью приобрести дешевую одежду для малообеспеченных слоев населения. Перчатки за 200 рублей, блузка за 500 рублей, куртка за 1500 рублей – цены подземки, с которыми не могут конкурировать торговые центры и стационарные магазины.
«Оставили бы уже эти палатки. Очень удобно. Например, в "МиниПорте» были отличные цены и ассортимент. И слойки. Плюс по переходу без торговли вечером идти жутковато», - пишет на странице Московского метрополитена «ВКонтакте» пользователь Кирилл Кириллов.
Однако ценность «быстрой» покупки вряд ли может конкурировать с безопасностью. Ведь скопление людей в ограниченном пространстве чревата давкой, травмами и несчастными случаями. И именно такие картины зачастую можно было наблюдать в переходах в часы пик, особенно на станциях в центре и в крупных пересадочных узлах. метро
«В метро и подуличных переходах не должно быть вообще никакой торговли. Все эти павильоны и люди, торгующие лицом, только тормозят потоки. Да и вспомните теракт 8 августа 2000 года в переходе на «Пушкинской». Тогда даже Кепка (экс-мэр Москвы Юрий Лужков - ред.) принял решение всю торговлю убрать, т. к. много людей пострадало от осколков витрин. Потом, конечно, все забылось», - оппонирует в том же посте пользователь Николай Тартынский.
Как сносили торговые павильоны у станций метро в Москве.ФОТО>>
Вендинг и постаматы вместо ларьков
Фото:Александр Кожохин, РИАМО
В свою очередь, власти обещают москвичам заменить часть снесенных палаток удобными и модными новинками: банкоматами, вендинговыми аппаратами, терминалами для оплаты мобильной связи и услуг, автоматическими почтаматами приема интернет-посылок.
Кроме того, власти заверяют, что ассортимент товаров «из перехода» не пострадает. По словам Ликсутова, в переходах по-прежнему будут продаваться различные товары, в том числе и одежда.
С той лишь разницей, что изменится формат магазинов - площадь должна быть не менее 10 квадратных метров, также торговые павильоны необходимо оборудованных примерочными. При этом ассортимент предприниматели смогут менять по упрощенной процедуре, что займет не более семи дней.
Запрещенный список товаров для продажи в переходах, по информации властей, довольно узок – это пиротехника, табак, алкоголь, ювелирные изделия и скоропортящиеся продукты без упаковки и маркировки.
Аукцион на право торговли в киосках на 30 станциях метро Москвы пройдет 18 мая>>
Аренда подешевеет?
Фото: Николай Корешков, РИАМО
Сокращение торговых площадей взволновало и предпринимателей, которые годами торговли в переходах на одном и том же месте и имели постоянных клиентов, а продавцы опасаются лишиться рабочих мест. В апреле прошлого года в Москве прошла акция протеста в связи с ликвидацией нестационарной торговли в подуличных переходах метро.
Со своей стороны, власти уверяют, что условия аренды станут более выгодными, так что предпринимателям не придется повышать цены на продукцию. Ранее торговцы в переходах работали на условиях субаренды, а число посредников могло достигать 8-10 звеньев. После реконструкции переходов торговля на территории метрополитена будет осуществляться посредством прямой аренды, без права пересдачи.
По подсчетам городских властей, если ранее аренда обходилась предпринимателям от 40 до 90 тысяч рублей в месяц за квадратный метр, то в новых условиях работы средний уровень расценок на аренду составит около 15-20 тысяч рублей. Окончательная стоимость будет определяться метрополитеном на открытых аукционах.
Кроме того, это также поможет Московскому метрополитену увеличить доходы от аренды площадей. Прежние расценки составляли около 8-11 тысяч рублей за квадратный метр. Теперь же, убрав посредников, метрополитен сможет без ущерба для предпринимателей поднять стоимость в 1,5-2 раза.
Однако мелкий бизнес опасается, что торги смогут выиграть только крупные участники, не способные гибко регулировать свою ценовую политику. К тому же, победители смогут использовать эксклюзивные права для организации схем скрытой субаренды. Например, компания, получившая право торговли в метро, может привлечь более мелких игроков в совместное предприятие, которые будут работать под его именем и отдавать победителю большую долю своей прибыли. А это ставит под угрозу возможность сохранения доступных цен для потребителей.
Несомненно, отремонтированные и облагороженные переходы благотворно повлияют на облик метрополитена и, возможно, улучшат настроение пассажиров. При этом вряд ли официальный магазин с кассовым аппаратом будет продавать ширпотреб по бросовым ценам. В итоге за удобство, комфорт и безопасность, скорее всего, заплатят сами потребители. Насколько велика будет эта плата, покажет время.
Как не стать жертвой акций и скидок в магазинах>>
Анна Семенова