Каршеринг в Москве: утопия или альтернатива такси и пробкам
Новый транспортный проект - каршеринг - запущен в Москве 10 сентября. Пользователи этого сервиса могут взять машину в краткосрочную аренду в любое время и использовать его как личный транспорт. Главная цель - заставить автомобилистов отказаться от личного транспорта для перемещения по городу, тем самым сократив количество пробок, борьбу с которыми не первый год ведут столичные власти. Несмотря на очевидные плюсы для транспортной ситуации, эксперты считают, что сервис нуждается в существенной доработке. Корреспондент РИАМО выяснял, каковы плюсы и минусы новой системы, и есть ли у нее перспективы в Москве.
Каршеринг в Москве может стоить в 2 раза дешевле, чем услуги такси>>
Плати - и катайся
Автомобиль для каршеринга. Фото: официальный сайт правительства города Москвы
Каршеринг (от английского car sharing) – это сервис краткосрочной аренды автомобилей с поминутной оплатой. По официальным данным московских властей, одна минута аренды автомобиля в Москве в рамках данного проекта составит 8,9 рубля и 1,5 рубля в режиме ожидания. При этом с 10 сентября в течение месяца действует льготная аренда - пять рублей минута.
Зона пользования автомобилями на первом этапе ограничена МКАД плюс пять километров, при этом необходимо вернуть машину на парковку в пределах ТТК. С декабря зона возврата будет расширена до МКАД.
Каршеринг в Москве реализуется без привлечения бюджетных средств города. Инвестором выступила итальянская компания General Invest. Поддержка со стороны города – льготы по оплате парковки для компаний-операторов. Согласно постановлению Правительства Москвы от 11 августа 2015 года, размер платы для компаний составит 60 тысяч рублей за три года размещения одного автомобиля, независимо от территориальной зоны платной парковки. Для пользователей каршеринга парковка бесплатная – ее оплачивает оператор.
Инвестор готов вложить в развитие каршеринга в Москве до 1 млрд руб за 3 года>>
У сервиса есть будущее
Система каршеринга активно используется в мегаполисах мира, таких как Милан, Париж, Лондон. Там примерно 4% населения стали активными пользователями проекта. По статистике, 1 машина каршеринга заменяет 10 единиц личного автотранспорта, что способствует существенному сокращению трафика.
Московские власти возлагают на это большие надежды, и некоторые эксперты их в этом поддерживают. Если дело пойдет и в Москве, то дороги существенно разгрузятся, считают специалисты.
«Да, это очень хорошая система. Тем более, если сделают для такой системы какие-то привилегии, например, в плане парковок. У каршеринга есть будущее. Это очень эффективная альтернатива такси, частному транспорту, пробкам. Это делается для людей», - считает член координационного движения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
По его словам, там, куда приходит каршеринг, 10-15 % автолюбителей отказываются от личных автомобилей, а 30-40% отказываются от покупки второго автомобиля.
«К тому же, около 9 рублей за минуту, это очень хорошая цена», - добавил Канаев.
Машину в Москве можно будет арендовать на несколько минут с помощью приложения>>
Где парковаться?
Автомобили для каршеринга. Фото: официальный сайт правительства города Москвы
Среди экспертов есть и другие, более скептические мнения. Пока в проекте слишком много пробелов. Например, неясен вопрос с размещением парковок для каршеринга, с которыми в столице и так проблема.
«Как коренной москвич, я пока не понимаю, как эта система будет работать, то есть кто будет за все это платить в случае, если я попаду в аварию. И будут ли парковки, потому что в центре можно полдня кататься в поисках парковочного пространства. Пока эта информация не распространена, люди вряд ли с утра заходят на сайт департамента транспорта и ищут там информацию», - говорит член совета общественного движения «Столица – международный культурный центр» Александр Тугунов.
По его мнению, пока в этой системе так много неточностей, говорить о перспективах каршеринга рано.
Платная парковка в Москве: не пора ли остановиться?>>
На такси дешевле
В свою очередь, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что на такси перемещаться гораздо комфортнее, безопаснее и даже дешевле.
«Вот представьте, вам нужно на метро или на том же такси ехать за этим автомобилем, а такси, мало того, что приезжает к подъезду, так еще вы не несете ответственности, сидите на заднем сидении, а порой может получиться даже дешевле чуть ли не в полтора раза», - отметил Шкуматов.
Трехлетний парковочный абонемент каршеринга в Москве будет стоить 60 тыс руб>>
Таксисты не боятся конкуренции
Автомобили для каршеринга. Фото: официальный сайт правительства города Москвы
По сути, каршеринг является прямым конкурентом такси, однако опрошенный РИАМО менеджеры таксомоторных компаний настроены оптимистично. Так, генеральный директор ООО «Новое желтое такси» Феликс Маргарян уверен, что большинство тех, кто пользуется такси, сам вряд ли захотел бы сесть за руль.
«Не считаю, что каршеринг может стать нам конкурентом, потому что 80% клиентов такси по каким-либо причинам просто не хотят или не могут садиться за руль. Например, нет прав или едут по делам, не хотят тратить время и деньги на парковку», - сказал Маргарян.
Заместитель начальника диспетчерской службы компании такси «Ритм» Татьяна Шишкова считает, что каршеринг вряд ли сможет победить такси в плане удобства пользования.
«Срочная подача такси составляет 5-7 минут. Некоторые люди даже вместо скорой вызывают такси, чтобы ехать в больницу. Хотя, казалось бы, когда человеку плохо, нужно скорую, но едут в больницу срочно на такси», - отметила собеседница агентства.
Однако, со своей стороны, руководитель «Яндекс. Такси» Тигран Худавердян считает, что конкуренция может касаться сегмента «длинных» поездок.
«Каршеринг, безусловно, будет конкурировать с такси, особенно в сегменте длинных поездок. Таких поездок на такси не очень много, но они очень выгодны для таксопарков», - пояснил Худавердян.
Пользователи «Яндекс.Такси» могут выбрать такси с желтыми номерами>>
Парк может вырасти в 100 раз
Тем не менее, парк автомобилей каршеринга в Москве планируется увеличивать.
Первым оператором проекта в Москве стала компания «Делимобиль». До конца сентября она планирует поставить 100 автомобилей, до конца года парк каршеринга предполагается увеличить до 500 машин, а к 2018 году в столице может появиться более 10 тысяч таких автомобилей.
Услуга каршеринга может появиться за МКАД в 2016 году>>
Екатерина Фирсова