Европротокол: ДТП без проблем или риск остаться без страховки

Европротокол: ДТП без проблем или риск остаться без страховки
Акценты

Европротокол - возможность оформить мелкое дорожно-транспортное происшествие без участия сотрудников ГИБДД - действует в России уже несколько лет, однако отечественные автомобилисты пользуются им пока не очень активно, и его эффективность остается спорной. Нововведения 2015 года - увеличение выплат по европротоколу и возможность обращаться в свою страховую - должны стимулировать российских автовладельцев и в целом упростить процедуру оформления ДТП. Что мешает Европротоколу заработать в полную силу в нашей стране, почему страховые могут отказать в выплатах, и чего боятся водители, выяснял корреспондент РИАМО.

Как оформить ОСАГО и КАСКО по новым правилам>>

Евро-ДТП

ДТП, flickr.com, andrey ivanov

Сама идея европротокола состоит в том, что попавшие в незначительное ДТП автомобилисты могут не ждать сотрудников ГИБДД, а самостоятельно оформить необходимые документы на месте и на том разъехаться. Это помогает разгрузить и инспекторов, которые могут сосредоточиться на более серьезных происшествиях, и, конечно, трафик, поскольку участники ДТП быстрее освобождают проезжую часть.

Как отмечает адвокат Алексей Скляренко, для оформления ДТП по европротоколу должны быть соблюдены все необходимые условия. Это, прежде всего, участие в происшествии только двух автомобилей, наличие у участников полисов ОСАГО и отсутствие пострадавших в ДТП.

«Также между участниками должны отсутствовать разногласия относительно виновности в ДТП и характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, отраженных в извещении о ДТП, бланк которого заполнен водителями. Ничего сложного: два участника, спора нет. Каков ущерб? В этом случае ущерб оценивается, что называется, «на глаз», - уточняет юрист.

Платный паркинг в Москве: точечные парковки - еще не точка>>

Компенсация есть, да не про вашу честь

Страхование автомобиля, flickr.com, Pictures of Money

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), до вступления в силу изменений в Закон об ОСАГО в августе 2014 года, максимальный лимит возмещения по европротоколу составлял 25 тысяч рублей, сейчас лимит выплат увеличен до 50 тысяч рублей, если договоры ОСАГО у обоих водителей заключены не ранее 2 августа 2014 года.

А с октября 2015 года действуют новые максимальные ставки. Так, на территории Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей сумма выплат может достигать 400 тысяч рублей.

При этом, как уточняют в РСА, такой лимит выплат установлен только для автомобилей, оборудованных системами, фиксирующими факт ДТП и место происшествия с применением глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС или иные системы).

«Это связано с тем, что благодаря популярным графическим редакторам и другим программам в любой фото - и видеодокумент можно без проблем внести любые изменения, чего нельзя сказать о данных, полученных при мониторинге движения автомобиля с помощью спутниковой навигации. Следовательно, подобное условие сводит вероятность применения мошеннических схем к минимуму», - отмечается на сайте РСА.

Таким образом, страховые защищены от мошенничества. Однако вопросы использования Европротокола чаще вызывают сомнения не у страховых компаний, а у самих водителей.

Водители о платной Ленинградке: «Собачья тропа по цене европейского автобана»>>

«И хочется, и колется»

Водитель, flickr.com, BiERLOS a.k.a. photörhead.ch

Главная проблема действия европротокола в России - это низкий уровень информированности населения. Водители просто боятся покидать место аварии и ждут сотрудников ДПС, не зная своих прав, уверен руководитель отдела по работе с клиентами управления автострахования «Страховые брокеры АСТ» Антон Миролюбов.

Действительно, автовладельцы нередко жалуются именно на то, что не до конца понимают процедуру оформления и боятся не получить компенсации и нажить себе проблемы.

«Да, страх присутствует. Например, что один из участников потом откажется от своих показаний или пропадет. Были же случаи, когда страховая отказывала в выплате, говорили – ищите второго участника, кому нужны эти проблемы. Конечно, если у вас КАСКО, то, наверное, все равно, а только с ОСАГО как-то нет доверия пока», - рассказал автомобилист с 20-летним стажем Александр Викторов.

Как отметил Миролюбов, если говорить о Москве, то здесь очень высок процент автовладельцев, у которых есть полис КАСКО, и им по привычке значительно проще использовать стандартную, хорошо знакомую процедуру, чем самостоятельно договариваться со вторым участником аварии, оформлять документы, даже если речь идет о совсем незначительных ДТП.

«Из моих знакомых, мне кажется, мало кто об этом задумывается, а потому и многие не знают всех тонкостей. Я как-то попала в ДТП, и вроде начали оформлять все самостоятельно, но потом почему-то очень быстро приехали сотрудники ГИБДД, так и не заполнили мы эти бланки, но у меня КАСКО», - поделилась водитель Елена.

По мнению специалиста «Страховые брокеры АСТ», увеличение выплат и возможность обращаться в свою страховую компанию, несомненно, повысят эффективность работы европротокола, но этого недостаточно.

«Данная схема должна стать привычной для автовладельцев, а добиться этого можно только при активной просветительской работе сотрудников ДПС и представителей страховых компаний. Чем чаще автовладельцы будут получать информацию о европротоколе, тем большее распространение он получит», - отметил эксперт.

Из страховой - в суд

При этом ошибки при заполнении документов могут стать формальным поводом для отказа в компенсации, поэтому очень важно подойти к этому вопросу внимательно и ответственно. Отстоять свою правоту и оспорить решение страховой, конечно, можно, но, скорее всего, уже в судебном порядке.

Так, Скляренко считает, что если в страховой компании отказывают в компенсации по подобным формальным причинам, а страховой случай налицо, то суд, скорее всего, встанет на сторону водителя.

«Несмотря на распространенное мнение о том, что страховщики настороженно относятся к заявителям, претендующим на возмещение по европротоколу, в практике мне подобные случаи не встречались, и сам предпочитаю оформлять происшествия в упрощенном порядке, это же советую друзьям и знакомым», - добавил и адвокат Алексей Гордейчик.

Как защитить автомобиль от угона>>

Европротокол - со школьной скамьи

Транспорт в Москве, РИАМО, Александр Кожохин

Тем не менее, количество мелких ДТП, оформленных без участия сотрудников Госавтоинспекции, в этом году в России увеличилось более чем вдвое, по сравнению с 2014 годом. Эксперт автомобильной отрасли Алексей Тузов связывает это как раз с последними нововведениями.

«Вступили в силу и изменения в ПДД, которые обязали водителей в случае незначительных повреждений освобождать проезжую часть. По моему мнению, это правило заставляет автовладельцев чаще оформлять ДТП по европротоколу, не вызывая сотрудников ГИБДД», - отметил Тузов.

По его данным, если до введения в июле 2015 года поправок в Правила дорожного движения европротоколом ежемесячно пользовалось порядка 12 тысяч участников аварий, то, по данным за ноябрь текущего года, число ДТП, оформленных автовладельцами самостоятельно, выросло до 33 тысяч за месяц.

Помимо увеличения компенсационных выплат, при ДТП с участием не более двух транспортных средств без причинения вреда жизни и здоровью водителя и пассажиров, теперь можно обращаться в свою страховую компанию, которая и будет взыскивать деньги с компании виновника аварии.

Со своей стороны, Миролюбов поддерживает инициативу ввести в автошколах изучение азов оформления ДТП по европротоколу, это положительно отразится на ситуации в среднесрочной перспективе.

«В автошколах это нужная и очень полезная вещь, тем более, на данном этапе, ведь практика уже сложилась, и сотрудникам ГИБДД и инструкторам есть, что рассказать и объяснить», - согласился с экспертами автомобилист Александр Викторов.

Что делать, если вам ошибочно выписали штраф за парковку в Москве>>

Ирина Иванова