Атомные ледоколы: зачем нужны и почему их производят только в России
Фото - © Павел Львов/РИА Новости
Россия — единственная страна, обладающая флотом атомных ледоколов. Как появились подобные суда, чем они помогают в освоении Арктики и торговле на Северном морском пути, читайте в материале РИАМО.
Поиски нового пути
Фото - © NOAA/Unsplash.com
Появление Северного морского пути исторически было вызвано желанием европейцев сократить путь до Индии и Китая. Россия омывается водами 12 морей и трех океанов: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. К морям Северного Ледовитого океана относятся Баренцево, Белое, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых и Чукотское. Именно через них проходит, так называемый, Северный морской путь, который соединяет европейскую часть страны с Дальним Востоком и является прямым выходом к Арктике.
Первыми, кто хотел освоить этот маршрут были британцы. В XVI веке Лондон планировал наладить торговлю с Индией и Китаем. Однако, плыть туда вокруг Африки было слишком долго и опасно. Тогда английские мореплаватели решили искать новый северный маршрут из Атлантического океана в Тихий.
Первая английская экспедиция с целью найти северо-восточный путь в Китай состоялась в 1553 году. В результате корабль застрял во льдах и дальше Новой Земли не продвинулся. Вторая экспедиция под руководством голландского мореплавателя Баренца закончилась гибелью капитана и большей части команды из-за льда и холода.
Поиски северо-восточного пути продлились еще около 100 лет, а затем прекратились, потому что Россия запретила иностранцам заходить в северные воды.
Великая Северная экспедиция
Фото - © Павел Львов/РИА Новости
А в XVIII веке Россию охватила лихорадка исследований. Географические экспедиции вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии, активно спонсировались государством и получили название Великой Северной экспедиции. Но даже когда путь прояснился, и были созданы подробные карты, плавать там было крайне сложно и опасно.
Первыми, кто преодолел весь маршрут Северного морского пути, стали шведы. Но и Россия не осталась в стороне, одним из спонсоров знаменитой экспедиции стал сибирский золотодобытчик Александр Сибиряков, в честь которого потом назовут легендарный ледокол.
В 1878 году экспедиция Норденшельда на пароходе «Вега», обогнув мыс Челюскин, зазимовала у берегов Чукотки, а затем вышла в Тихий океан. Это был международный прорыв.
«Это как в космос слетать»: Евгений Гришковец о путешествии на ледоколе и новых проектах >>
Пароходам здесь не место
Фото - © Павел Львов/РИА Новости
Несмотря на успех Норденшельда, плавание в Арктике все еще не подходило для пароходов. Для навигации в замерзших водах требовались ледоколы.
Первым в мире ледокольным судном современного типа стал российский буксирный пароход «Пайлот», построенный в 1864 году. Он представлял собой портовый буксир с переделанной носовой частью, позволявшей наползать на лед и ломать его собственным весом.
Позднее появился первый арктический ледокол «Ермак», в разработке которого приняли участие ученый Дмитрий Менделеев и вице-адмирал Степан Макаров. Его построили на крупнейшей английской верфи Armstrong Whitworth.
На этом сотрудничество с Англией не закончилось – в 1915 году Российская империя приобрела у западных партнеров ледокольный пароход «Беллавенчур» и переименовала его в «Александр Сибиряков». Именно этот ледокол в 1932 году впервые в истории прошел Северный морской путь за одну навигацию. Экспедицию возглавлял советский математик и географ Отто Шмидт.
Атомные ледоколы
Фото - © Алексей Даничев/РИА Новости
После Великой Отечественной войны на Северный морской путь вышли ледоколы нового типа – атомные. Благодаря их появлению стало возможным полномасштабное освоение Арктики. Атомные ледоколы могли работать без дозаправки чуть более пяти лет.
Первый корабль подобного типа построили в 1959 году и назвали «Ленин». В создании судна участвовали более 500 предприятий Советского Союза, а по уровню технологий ледокол можно было сравнить с космическим кораблем. Спустя 30 лет «Ленин» вывели из эксплуатации и превратили в музей. Сейчас он находится в порту Мурманска и открыт для посещения.
Ядерная суперторпеда российского флота «Посейдон»: что известно об оружии возмездия >>
Почему важен Севморпуть?
Фото - © Павел Львов/РИА Новости
Современное освоение Северного морского пути многое меняет в международной морской торговле. Севморпуть выгоднее, чем маршрут через Суэцкий канал. Южный маршрут занимает более 23 тыс. км, тогда как северный – всего 14 тыс. км.
Выгоды использования Севморпути для грузовых перевозок очевидны: экономия на топливе и зарплатах, отсутствие платежа за проход судна и отсутствие очередей, как на Суэцком канале.
Минвостокразвития прогнозирует грузооборот по Севморпути в 2023 году в 36 млн тонн.
А еще Северный морской путь – это доступ к богатейшим природным ресурсам. Сегодня в Арктике добывают нефть и природный газ. При этом на российском севере сосредоточены до 80% всех арктических углеводородов.
Как и почему может измениться расчет цены на нефть Urals: мнения экспертов>>
Атомный флот России
Фото - © Павел Львов/РИА Новости
Советский Союз был единственной страной, обладавшей флотом атомных ледоколов. У других стран не было острой необходимости в таких судах по нескольким причинам. Во-первых, строительство было очень долгим и дорогим. Во-вторых, все арктические экспедиции сопровождались уже построенными в СССР ледоколами – было выгоднее воспользоваться их услугами, чем строить собственные корабли.
Наибольшим ледокольным флотом обладают Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция. При этом атомные ледоколы есть только в России и почти все они были построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Из 13 существующих в мире атомных ледоколов сегодня восемь находятся в рабочем состоянии и базируются в Мурманске. Еще три строятся.
Суперледокол «Россия»
Фото - © Сергей Ещенко/РИА Новости
В настоящее время на дальневосточной верфи «Звезда» продолжается строительство суперледокола проекта «Лидер» мощностью 120МВт.
Такой ледокол сможет проходить льды толщиной до четырех метров и прокладывать канал шириной до 50 метров. Это позволит осуществлять круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Первый подобный ледокол будет называться «Россия», его введут в эксплуатацию в 2027 году.